Прежде почти все индейцы Чако носили плащи из шкур; лишь северные племена,
по-видимому, имели накидки (вроде одеял), тканные из хлопка. Плащи сшивали из
нескольких шкур выдр, оленей или лисиц. Носили их мужчины и женщины мехом к
телу, снаружи раскрашивали черными и красными узорами. На талии стягивали поясом
и, в зависимости от погоды, либо отгибали вниз, либо натягивали на плечи. Меховые
плащи впоследствии совершенно исчезли, почти повсеместно их заменили накидки
из овечьей шерсти или хлопка (последние носили главным образом индейцы группы
маскои). Чамакоко ходили обнаженными, женщины этого племени носили пояс стыдливости,
который плотно прилегал к телу и стягивался на талии шнуром. Племена Центрального
Чако носили также вокруг бедер четырехугольные куски меха, которые стягивали
на талии шнуром из волокон карагуаты или широким кожаным ремнем (матако). Женщины
долго продолжали носить одежду из меха, которую впоследствии (с конца XIX в.)
заменили хлопчатобумажными тканями.
Во время военных нападений носили очень плотно
сплетенные безрукавки из волокон карагуаты, которые
служили неплохой защитой от стрел противника. Некоторые племена (например, ленгуа) на охоту надевали лишь широкий кожаный пояс с
длинной бахромой.
Характерным является ношение на шнуре через плечо
небольших плетеных сумочек-кармашков для мелочей (трубок, огнива и пр.).
Обуви почти не носили. Лишь при переходах по
раскаленной, сухой почве или по колючкам к ногам привязывали кусок шкуры,
который загибали кверху и стягивали крепким шнуром, продернутым через дырки на
краях.
Украшения были
чрезвычайно разнообразны —
ушные и губные втулки (главным образом у племен Южного и Центрального Чако); ожерелья из перьев (у чамакоко),
из кружков и прямоугольничков, выточенных из раковин
и нанизанных на длинные шнуры, из семян, косточек от плодов, зубов животных и,
позднее, из бисера, серебра и латуни; пояса и поясные подвески из перьев
(главным образом у чамакоко), раковин улиток; ножные браслеты из скорлуп, оленьих копытец и перьев.
Очень интересны и своеобразны головные уборы из
перьев, которые значительно отличаются от перьевых уборов других племен Южной
Америки. Особенно выделялись этим украшением чамакоко.
Перья привязывали к отдельным шнурам, которые затем переплетали поперечными
шнурами, так что с внутренней стороны получалась как бы плотная сетка вроде
чепчика. Иногда на спину спускалась широкая длинная полоса из перьев разного
цвета. Южные племена повязывали через лоб красную шерстяную ленту с нашитым
бисером или кружками из раковин, по верхнему краю пришивали недлинные мягкие
перья пурпурно-красного цвета (иногда искусственно окрашенные). У этих же
племен существовали и сеточки из волос, украшенные бисером или же кружками из
раковин.
Очень распространены были татуировка и раскраска тела.
Многие авторы, часто упоминая о них, иногда приводя и узоры, не говорили о
значении последних или о причинах, по которым индейцы украшали себя подобным
образом. Однако старые работы некоторых авторов (например, Санчес Лабрадора, Добрицхоффера) дают интересный материал, свидетельствующий
о том, что татуировка имела социальное значение. Знатные абипонки
покрывали узорами лицо, руки и грудь, простые женщины имели лишь несколько
черных полос на лице. Знатные женщины мбайя
татуировали только руки, а татуировка на лице указывала на низкое общественное
положение. Татуировка удерживалась довольно долго, ее наблюдали еще в конце XIX в. Татуировку начинали наносить в детском возрасте,
постепенно усложняя узор. Выполнялась она старыми женщинами при помощи колючек
кактуса или рыбьей кости. Втирали сок женипапы
(Genipa americana L.), золу или сажу, смешанные
со слюной.
Разрисовка тела у мужчин имела в основном ритуальное
значение и наносилась на короткое время. Раскрашивали тело перед походом, при
отправлении на охоту или по возвращении с удачной
охоты, при некоторых обрядовых играх и танцах.
Разрисовка сохранилась у многих племен Чако, татуировка почти исчезла.
Одежда кечуа
Одежда кечуа во многом сохранила архаические черты,
известные по изображениям на сосудах инков. Покрой одежды значительно варьирует
в различных районах. В Куско мужчины носят короткую
куртку и штаны до колен, все из домотканной шерсти.
На голове — шляпа с широкими полями и неглубокой тульей, отделанной красным
войлоком и черным вельветом. Широко распространен мужской головной убор в виде вязаной шапки-шлема, так называемый чулъо. На него сверху надевается шляпа.
Теперь широко распространены покупные фетровые шляпы
фабричного производства, часто ввозимые из США. Женщины носят несколько юбок
(иногда до восьми), одна короче другой, так что цветная кайма каждой нижней
выглядывает из-под надетой сверху. Женщины носят такие
же шляпы, как и мужчины. Большинство кечуа ходят босыми или носят сандалии из
кожи. Сапоги обувают лишь должностные лица общины и то только по большим
праздникам.
В городах хлопчатобумажная фабричная ткань и
искусственный шелк уже вытеснили домотканую материю.
Верхняя одежда мужчин — пончо. Это плащ из двух
прямоугольных полотнищ тяжелой шерсти. Полотнища сшиваются вдоль; посредине
остается незашитое отверстие, через которое пончо надевают, просовывая в него
голову; полотнища свободно спадают с плеч. В теплую погоду пончо складывают
пополам вдоль и перекидывают через одно плечо как шарф. Женщины носят вместо
пончо шаль, так называемую лъиклъю, из
такой же домотканой шерсти. Такая шаль скалывается на груди большой серебряной
брошью-булавкой. На спине шаль подвертывается таким образом, что может служить
мешком, в котором помещается, смотря по надобности, ребенок или какая-либо
поклажа, иногда и то и другое вместе.
Женщины охотно носят разнообразные металлические
украшения. Большие броши, напоминающие по форме ложку, употребляются как для
закалывания концов шали, так и для украшения белой кофты. Серебряные и медные
серьги, броши и кольца поблескивают на женщинах в дни празднеств. Их дополняют
ожерелья из разнообразных раковин, монет, цветных камней и кости. Обычно
ожерелья располагаются концентрическими рядами, так что они покрывают всю шею и
грудь, как воротник. Броши изображают индеек, кондоров, лам и человеческие
фигуры. Богатые и знатные поселяне в Куско в дни празднеств украшают себя серебряными цепочками,
булавками, пряжками, рядами нашитых монет. Металлических браслетов не носят, их
заменяют полоски, сплетенные из яркой шерсти, надеваемые на запястья и лодыжки.
В качестве самых нарядных уборов кечуа надевают старинные шляпы из. плюша или вельвета, украшенные
позументом, галуном, перьями.
Для кечуа характерна любовь к гармоническим
сочетаниям темных и ярких цветов. Не только пончо, но и седельные мешки
ткутся из цветной шерсти, так что темно-коричневый и темно-вишневый тона
перемежаются с ярко-синим, желтым, зеленым.
Одежда аймара
Аймара носят внутри помещения ту же одежду, что и вне дома.
В колониальный период мужской костюм аймара состоял из брюк, длиною до лодыжек; короткой туники
без рукавов, поддерживавшейся вязаным поясом. Верхней одеждой служил
сохранившийся доныне плащ пончо. Женщины носили тунику, скреплявшуюся на плечах
и подпоясанную широким кушаком. Шаль носили в виде накидки на плечах; один
конец укреплялся на голове, образуя бант. Все изготовлялось из домотканой
шерсти лам и альпак. В настоящее время аймара покупают фабричные ткани и готовую одежду. Мужчины
носят брюки, рубашку и жилет, женщины — широкие юбки и кофты, поверх которых
набрасывают шаль, скрепляя ее на груди. И мужчины и женщины носят теперь летом
соломенные шляпы, а зимой — фетровые. Однако в зимнее время
мужчины часто пользуются характерным головным убором старых аймара
— горро — вязаным, схожим с чуньо кечуа остроконечным шлемом, закрывающим уши и
затылок. Поверх него надевают шляпу. Горро и
пончо сохраняются устойчиво, сочетаясь с европейским костюмом. Мужчины носят
кожаные сандалии, женщины ходят круглый год босые, даже в морозы. Одежда
маленьких детей ограничивается вязаными из шерсти
рубашкой и горро. На празднествах женщины щеголяют
длинными и широкими сборчатыми юбками, пестрыми шалями и серебряными
украшениями.
Колумбия
У индейцев области Центральной Кордильеры одежда
большей частью испанского покроя: у мужчин — брюки и рубахи, у женщин — юбки и
кофты. Но в отдаленных деревнях и мужчины и женщины носят еще туникообразные рубахи. Одежду шьют из домотканой шерсти. В
мужском костюме наиболее характерен плащ (пончо) из ткани темных тонов, у
женщин — шали, закалывающиеся на груди. Мужчины и женщины носят широкополые
шляпы, плетеные из волокна пальмы мегей, а также покупные фетровые.
Гуарани (Парагвай)
Как и много лет назад, у современных индейцев Парагвая
очень распространены украшения для губ. Это палочка 10—15 см, сделанная из
смолы или, как исключение, из камня или кости. Женщины носят треугольные серьги
из раковин. Вожди племен имеют ожерелья из серебра или меди. Во время
религиозных церемоний мужчины надевают на голову убор из перьев, укрепленных на
матерчатой полоске или же прикрепленных в виде кисточек к ожерельям, сделанным
из семян растений. Подобные ожерелья также надевают по диагонали через грудь.
Дети и женщины носят ожерелья из деревянных бус пирамидальной формы и
деревянные или костяные подвески в форме животных и человека. Иногда ожерелья
составляются из маленьких тыкв, а также из сочленений рыбьих позвонков. В
литературе о Парагвае часто встречались упоминания о красивых плащах гуарани, изготовленных из ярких перьев. Сейчас парагвайские
индейцы уже больше не делают подобных плащей. То же можно сказать о браслетах и
диадемах из перьев, которые сейчас можно встретить только во время исполнения
религиозных церемоний.
Как и раньше, парагвайские индейцы прибегают к
раскраске тела, в основном нанося точки и штрихи на лицо смесью из угля и
воска.
Индейцы районов
пампы и Патагонии (Южная Аргентина)
Мужская одежда состояла из чирипы
и плаща. Чирипа — это нижняя одежда из шкуры
гуанако или ткани. Плащ почти всегда делали из шкур гуанако, реже дикой кошки,
или из лисьих шкур и носили мехом внутрь. Наружную сторону плаща разрисовывали
ритмически повторяющимся геометрическим узором.
Женщины носили небольшой кожаный передничек, другим
большим куском шкуры обворачивали тело от груди до колен (позднее под арауканским влиянием стали носить и шерстяные ткани) и
поверх всего накидывали на плечи меховой плащ, как у мужчины. Плащ у шеи
закалывали большой серебряной булавкой с диском на конце или просто иглой или
колючкой, в зависимости от достатка. При переездах плащ также перетягивали
поясом, украшенным бусами, серебряными или латунными бляхами и пряжками.
Обувью, как для мужчин, так и для женщин, служила
шкура, содранная с ноги лошади или гуанако. Сырую шкуру натягивали на ноги до
колен и давали ей обсохнуть на ноге и принять ее форму, затем срезали у пальцев
и зашивали на ноге. В сырую или снежную погоду поверх надевали своего рода
кожаные туфли (по-видимому, отпечатки такого рода обуви дали испанцам повод
назвать этих индейцев патагонцами, т. е.
большеногими). Носили обувь обычно лишь при переездах или на охоте.
Сшивали одежду, обувь и вообще шкуры нитками из
сухожилий ног страуса или спинных сухожилий крупных животных, чаще всего
гуанако.
Вообще гуанако и страусы играли большую роль в
хозяйственной жизни индейцев. Из сухожилий спины гуанако делали нитки; шкура с
шеи очень прочная и эластичная, шла на изготовление лассо, шнуров для бола,
уздечек; шкура с коленной части — на обувь и обтяжку бола; из бедренных костей
делали игральные кости и музыкальные инструменты.
Одежда арауканов (Чили)
Одежда индейцев Чили до завоевания их инками состояла
из шкур животных, а в ряде районов из растительных волокон. По всей
вероятности, еще до инков арауканам были знакомы
начатки ткачества, для чего они употребляли шерсть убитых гуанако. Инки ввели
ламу, с этого времени ткачество получило довольно широкое распространение на
севере страны.
Одежда арауканов состояла у
мужчин из пончо и чирипы —
четырехугольного куска ткани, который проходил между ногами и концы которого
закреплялись поясом. Женщины носили широкий и длинный, доходящий почти до
ступней кусок шерстяной ткани, который проходил под правой рукой и закреплялся
на левом плече серебряной заколкой, на талии его стягивали поясом; вне дома
поверх еще надевался короткий плащ из такой же ткани. Волосы мужчины носили
длинными, а женщины заплетали в косы и перевязывали на лбу шерстяными ткаными
лентами. Ленты и пояса, а часто также и пончо, ткались богато
орнаментированными. Орнамент был обычно геометрический, часто встречалось также
геометризованное изображение человеческой фигуры. Для окраски ткани применяли
растительные краски (одежда окрашивалась, главным образом, в синий и
зеленовато-синий цвета).
Чрезвычайно распространены были среди арауканов различные украшения. Носили их преимущественно
женщины. До того как арауканы переняли от инков
обработку серебра, они носили ожерелья из полированных и просверленных кусочков
камней зеленого и синеватого цвета, например, из малахита. На побережье для
этой же цели употребляли небольшие раковины или гальку. Овладев обработкой
серебра и золота, арауканы стали изготовлять из них
украшения — заколки, нагрудные подвески, серьги, кольца. Затем из серебра стали
делать стремена и украшать накладным серебром сбрую.
У арауканов в основном
сохранилась их национальная одежда, старые формы жилища и утварь. Мужчины носят
грубые шерстяные рубашки, широкие штаны. Голову повязывают куском ткани, хотя
иногда надевают широкополые шляпы. Шерстяные пончо по-прежнему являются непременной
частью одежды. Женщины носят широкие кофты; юбка — четырехугольный кусок
шерстяной ткани. Как и прежде, носят плащ и большое количество серебряных украшений.
Одежда индейцев Амазонки
Одежда у индейцев Амазонки ко времени прихода
европейцев почти или совершенно отсутствовала. У некоторых племен одежды не
было даже в начале XX в., а возможно, и позднее. Единственной одеждой
являлись, и отчасти до сих пор являются, у мужчин — шнур вокруг пояса, или
набедренная повязка из луба; женщины ходили, а у некоторых племен и сейчас
ходят, совершенно нагие, или носят набедренную повязку из луба, охватывающую
пояс и проходящую между ногами. Женщины, а иногда и мужчины некоторых племен,
носят передники из хлопчатобумажной ткани. Вероятно, они появились под влиянием
европейцев. В настоящее время индейцы отдельных племен, например тукуна, одеваются так же, как и окружающее их неиндейское
население. Широко распространены всевозможные украшения: ушные, носовые и
шейные. Такое же широкое распространение имеют раскрашивание тела и татуировка.
Огнеземельцы
Общим названием огнеземельцы объединены три группы
индейцев — она, алакалуфов и яганов,
населявших до недавнего времени архипелаг и о-в Огненная Земля. Эти племена
отличались друг от друга как по языку, так и по культуре.
Несмотря на холодный и влажный климат, и единственной
одеждой яганов был плащ из шкуры выдры или тюленя.
Изредка сшивали две или три шкуры, но и сшитые шкуры давали лишь небольшую
защиту от холода, так как покрывали только спину до пояса и не запахивались
спереди. Женщины, кроме того, носили небольшие меховые треугольные переднички.
Ожерелья носили мужчины и женщины. Наиболее распространенными были ожерелья из
маленьких ракушек, которые продырявливали трением о камни. Женщины носили на
руках и ногах браслеты из полосок кожи.
«Народы Америки», 2 том, издательство АН СССР, Москва,
1959