Мы готовы сшить для Вас необходимый национальный костюм.
Наш адрес: г. Казань,
Башкирский костюм
Башкирский костюм в основе своей сформировался под влиянием
древнего и скотоводческого мира. Из овчин шили теплую верхнюю
одежду (шубы, тулупы), мужские головные уборы. Снятая шерсть
употреблялась для войлока и шерстяных тканей. Из нее катали
шляпы и колпаки, валяли зимнюю обувь. В юго-восточном Зауралье,
по границе с Казахстаном, практиковалось утепление одежды пластами
овечьей и верблюжьей шерсти. Вырабатывалось домашнее сукно (тула)
естественного белого или коричневого цвета. Тонкое сукно (бустау)
употреблялось для праздничной верхней одежды, грубое (мэллэ)
- для повседневной. Из сукна шили женские и мужские чекмени,
теплые штаны, чулки, делали голенища обуви, мужские головные
уборы. На юге Башкирии из шерсти и козьего пуха ткали женские
шали и мужские шарфы. Из выделанных коровьих и лошадиных кож
местные сапожники в Х1Х веке и ранее делали башмаки, глубокие
калоши, сапоги. Из тонкой козьей кожи (сафьяна, шевро) шили
сапожки ситек. Нередко, изготавливая те или иные виды обуви,
сочетали кожу с сукном, войлоком, реже – с домашним холстом.
При изготовлении одежды находили применение шкуры и мех диких
зверей. В фольклорных и этнографических источниках встречаются
упоминания о шубах и головных уборах из рысьего, лисьего меха,
из заячьих и беличьих шкурок, из шкуры молодого медведя, волка.
Бобром и выдрой оторачивали праздничные шубы и головные уборы.
Одновременно в башкирском быту существовали традиции изготовления
пряжи из растительных волокон.
Башкирские национальные костюмы сшитые в нашем ателье
В качестве главного материала, как и у народов Южной Сибири,
Средней Азии и Восточной Европы, использовалась конопля – киндер.
Домашнее производство конопляных нитей существовало у башкир
еще в прошлом веке. В ХVIII веке зафиксированы нередкие в ту
пору случаи употребления и крапивы. В одежде, шитой из домашних
тканей, нередко сохранялся естественный цвет. В юго-восточных
горных и степных районах холщовые платья окрашивали в красный,
зеленый, синий, реже в желтый цвета. На подол наносили минеральной
краской полосы или нашивали две-три узкие цветные ленты. У южных
башкирок такие полоски служили зачастую единственным украшением
платья. У челябинских и курганских (зауральских) башкирок подол
окаймляла вышивка, использовалась и аппликация. Украшение подола
платьев было принято у всех башкир. Орнаментовались также концы
рукавов, ворот. Нередко воротник выкраивался из ткани другого
цвета, в тон ему подбирались ластовицы. Шелка и полушелка в
сочетании с сукном и другими домоткаными материалами определяли
стиль одежды кочевничьей знати еще в древнетюркском обществе.
В последние века, после присоединения Башкирии к Русскому государству,
активизировалось поступление на южный Урал продукции западноевропейских
и русских фабрик. Богатые башкиры получили возможность покупать
фламандские, голландские, английские сукна. С середины ХVIII
века в быт башкир все активнее проникала продукция русской промышленности:
московские и владимирские ситцы, кинешемские коломенки и нанки,
казанские кумачи. По-прежнему доходили персидские, хивинские,
бухарские бязи, выбойки, а также тонкие шерстяные ткани, парча,
атлас, бархат и др. Одежда из покупных тканей считалась более
престижной, чем из местных материалов, в том числе и из меха.
Покупные, особенно шелковые и суконные, ткани использовались
преимущественно для верхней одежды: бешметов, елянов, сапанов,
чекменей, камзолов и др.; в семьях, имевших возможность покупать
достаточное количество готовых тканей, из них шили и рубахи.
Домашние же холсты шли, главным образом, на «нижнюю» одежду:
штаны, рубахи, платья. Верхнюю одежду из них шили только бедняки.
Лишь халаты сыба у северных башкир, как правило, были холщовыми;
для них изготавливали специальный полосатый холст, в расцветке
которого прослеживалось влияние среднеазиатского текстиля. В
составе башкирского мужского и женского костюмов, как и у других
народов Волго-Уральского региона, имелись рубаха (у женщин –
платье) и штаны. В прошлом традиционный комплект дополняла распашная
верхняя одежда: приталенная безрукавка или кафтан, просторный
халат.
Женский башкирский костюм
Основу башкирского женского костюма составляет нательное платье
с оборками, украшенное тканым узором и вышивкой. Оборки, манжеты,
защипы на груди появляются на платьях лишь в начале XX столетия.
Сохранившиеся в музеях старинные платья, находящиеся выполнены
из беленого холста, украшены тканым узором и вышивкой. Они имеют
целый стаи, боковые клинья, широкие проймы, большие квадратные
ластовицы. Отложной воротник обычно выполнялся из фабричной,
более мягкой ткани (сатина, ситца), а нагрудный разрез скреплялся
шнурком. Подол и рукава окаймляют красные полосы браного узора,
а красный сатин воротника расшит счетной гладью. Способ сшивания
деталей говорит о том, что платье изготовлено не менее полутора
веков назад. Туникообразный покрой одежды - самый распространенный
в национальном костюме народов края. Самобытность каждого отдельного
костюма складывается по мере развития этноса. Об этом свидетельствует
и эволюция башкирского женского платья. В процессе его формирования
к XVIII в. чуть ниже талии пришивается присборенный ситцевый
или сатиновый подол, т. к. узкий домотканый холст не всегда
позволял выполнить платье необходимой длины. Полная замена покупными
тканями домашнего холста внесла новые коррективы в покрой. Линия
шва, соединяющая юбку и верхнюю часть платья, перемещается на
талию, а оборка сохраняется и развивается лишь как декор. Под
платьем носили шаровары (ыштан) традиционного тюркского покроя.
На платье надевался камзол, расшитый позументом и серебряными
монетами. В северной части территории современного Башкортостана
распространились расшитые фартуки (алъяпкыч). Своим появлением
алъяпкыч обязан выполняемой по хозяйству работе, но постепенно
он превращается в нарядный элемент одежды. Женский камзол с
одинаковым приталенным покроем распространен практически по
всей местности проживания башкир. Отличается лишь его отделка.
Особое место в народном гардеробе башкирских женщин занимали
распашные бишмэты (север) и елэны (юг) из однотонного сукна.
Обычно они декорировались монетами, аппликацией и позументом.
На более поздних образцах появляются "эполеты". Елэн и бишмэт
имеют общие особенности покроя и относятся к тюркским традиционным
прямоспинным покроям. Елэн более расклешен по подолу и удлинен
почти до щиколоток.
Головной убор женщин прежде всего подчеркивал её социальный
статус, семейное положение. Девушки до замужества носили круглые
шапочки (такыя), колпачки: шитые и вязаные. Пожилые женщины
поверх колпака или стеганой шапочки (тупый) надевали хлопчатобумажный
платок (яулык). В зажиточных семьях женщины носили: высокие
шапки из ценных мехов (камсат бурек). Убором молодых женщин
служили яркие покрывала (кушъяулык), белые вышитые (тастар).
Самобытно выглядят шлемовидные шапочки с затылочной лопастью
(кашмау). Их украшали по шлему коралловой сеткой и подвесками,
лопасть расшивалась бисером и раковинами-каури. Одним из значимых
элементов костюма женщин были нагрудники (селтэр, яра), прикрывающие
разрез платья. Форма нагрудника в разных местностях не одинакова:
от треугольного до округлого, от короткого до длинного, доходящего
до бедер. Однако все они служат одной цели: оберегать от проникновения
злых духов. Украшения женщин (различного рода серьги, браслеты
перстни, косники, застежки) изготовлялись из серебра, кораллов,
бисера, монет.
Мужской башкирский костюм
Мужской башкирский национальный костюм менее разнообразен.
Это туникообразная рубаха, неширокие штаны, поверх которых надевали
камзолы и легкие халаты. Башкирская мужская рубаха на юге Урала
не имеет воротника, по разрезу, расположенному по косой от шейного
выреза, скрепляется шнурком и представляет собой наиболее распространенный
тип тюркской рубахи. В северной части края покрой предусматривает
отложной воротник и разрез по переду. Верхней демисезонной одеждой:
служили суконные чекмени, расклешенные кафтаны (кэзэки) с глухой
застежкой и стоячим воротником. Чекмени и обычно темного цвета
халаты отделывались позументом, но гораздо сдержаннее, чем у
женщин. Малообеспеченные семьи изготовляли для своих мужчин
халаты из домотканых тканей. Зимой одевали овчинные шубы и тулупы
(билле тун, тире тун).
Распространенные в башкирских аулах в ХIХ – начале ХХ века
мужские головные уборы были не так многочисленны, как женские.
В путевых заметках и этнографических исследованиях упоминаются
колпаки и войлочные шляпы, суконные и меховые шапки. Согласно
мусульманским обычаям, мужчина, особенно если он был немолодым,
не показывался на людях с непокрытой головой. Роль повседневного
головного убора принадлежала тюбетейке – небольшой плотно облегающей
голову тканевой шапочке на подкладке. Ее называли тубэтэй ;
кое-где нарядные тюбетейки обозначали словом такыя. На юге-востоке
Башкирии (Бурзянский, Баймакский и др. районы) термин такыя
относился и к скромным тюбетейкам пожилых мужчин. В районах
со скотоводческими традициями (на юге Башкирии, в Зауралье)
тюбетейка у пожилых мужчин служила преимущественно домашним
убором; при выходе из дома поверх нее надевали меховую шапку.
В северных деревнях в тюбетейках ходили не только в своей усадьбе,
но и на улице. Тюбетейка была первым головным убором в жизни
мальчиков: ее начинали носить в раннем детстве. Преобладал покрой
тюбетеек с круглым слегка выпуклым верхом из четырех клиньев
и невысоким, 6-7 см, расширенным книзу околышем. Тюбетейки пожилых
были черными, молодых – цветными: из красного, зеленого, синего
бархата. Праздничные тюбетейки молодых мужчин украшали галуном,
бисером, вышивали тамбурными узорами. В башкирских сказаниях
«унизанная марьяном (кораллами) тюбетейка» называется убором
знатных батыров. Не менее необходимым убором до последнего времени
оставались меховые шапки (бурек, кэпэс). Особенностью мужских
шапок была характерная вытянутая форма. Наиболее распространенным
являлся покрой из четырех округленных по бокам, сведенных на
конус клинышков. На тулье мех обращался ворсом внутрь. Сверху
шапки покрывались бархатом, сукном или иной плотной тканью.
С внешней стороны имелась выпушка или околыш. Нередко шапки
из овчины обшивали по краю полосой дорогого меха. Иногда на
тулью нашивали позумент. У южных и восточных башкир характерным
головным убором являлись «малахаи», имевшие полость для прикрытия
шеи и верхней части туловища от ветра. В разговорной речи за
меховыми уборами, крытыми тканью, закрепилось название колаксын.
Колаксын из меха красной лисицы, головной убор взрослых парней,
упоминается в песенном фольклоре юго-восточных башкир. Шили
их также из овчин и волчьих шкур, отделывали мехом выдры. Малахаи
из войлока, валяного сукна, без меха, называли кейез колаксын
или колэпэрэ. Своим происхождением колаксын связан со скотоводами
степной полосы Азии и Европы. Высокие уборы с наушниками и угловатым
наспинником можно увидеть на древнетюркских изваяниях Сибири
и Монголии. Изображены они и на всадниках в наскальной живописи
этого времени. Как видно, уже в древности появились многочисленные
варианты этого убора, различающиеся высотой тульи, формой и
размерами пришивных деталей. Другой распространенный в Средней
Азии и на Среднем Востоке мужской убор – чалма – в костюме башкир
стал атрибутом, главным образом, служителей мусульманского культа.
Его носили, совершая молитвы, также некоторые пожилые мужчины.
На севере Башкирии и в Пермской, Свердловской областях в 60-е
годы ХХ века сохранялись воспоминания о белых покрывалах кыйыкса
– уборе почитаемых старших женщин. Судя по способу ношения («один
конец ложится на голову, а другой перебрасывался спереди через
плечо и спускался низко, почти до щиколоток»), это покрывало
было одного рода с вышеописанным тастаром. По мере отмирания
старых обычаев уходили из быта и атрибуты, их сопровождавшие,
в том числе и из состава одежды. Исчезновение и обеднение головных
уборов было обусловлено и снижением материального достатка башкирских
семей.