Говорят: "Мода была всегда". Можно и так сказать. Но всё-таки всё
на свете с чего-то начиналось. Можно утверждать, что мода родилась в древнейшем
на земле очаге цивилизации — Древнем Египте. Какими были древнеегипетские модницы
и модники
Древний Египет — один из древнейших очагов цивилизации. Его историю принято
делить на периоды Древнего (конец IV — III тысячелетия до н.э.), Среднего (до
XVI века до н.э.), Нового (до конца XI века до н.э.) царств, поздний и персидский
(XI — IV века до н.э., в составе государства Птолемеев). Расцвет Древнего Египта
пришёлся на XVI — XV века до н.э.
На заре цивилизации одежда людей была незатейливой и не отличалась разнообразием.
Так было и в Древнем Египте.
Основная, если не сказать единственная, одежда египтян в ту эпоху — "схенти",
передник. Он представлял собой неширокую полосу ткани, которую обёртывали вокруг
бёдер и укрепляли на талии поясом.
Однако историкам известно, что строгое деление древнеегипетского общества на
сословия углублялось ещё и обособленностью людей одного общественного положения
и одной профессии. На одеждах это сказывалось так: она была одинаковой для всех
сословий по форме, но отличалась качеством материала. Схенти-передник фараона
был сделан из тонкого, хорошо отбеленного полотна, схенти ремесленника — из
грубого, довольно толстого холста натурального цвета, а одежда раба — из ещё
более грубой неотбеленной ткани или едва обработанной кожи.
Когда появились растительные красители, цветные схенти — жёлтые, голубые, коричневые
— долгое время могли носить только египтяне, принадлежавшие к привилегированным
сословиям.
Мало того: как вкус еды преобразуется приправами, так и достоинства одежды
— аксессуарами и другими дополнениями к ней. К примеру, древние египтяне тщательно
брили головы, но носили парики из растительных волокон, завитых мелкими локонами.
Так вот, чем более знатными были египтянин или египтянка, тем длиннее были локоны,
а самые пышные парики носили, разумеется, фараоны и члены их семей.
В дошедших до нашего времени изображениях многие вельможи и фараоны эпохи Древнего
царства предстают перед нами в переднике-схенти, парике и сандалиях из тростника
или босые. Позже и в их костюмах появились как бы вторые передники — они делались
из плиссированной ткани и надевались поверх традиционной набедренной повязки.
Знаками царской власти и, соответственно, аксессуарами их одеяний были подвязанная
золотая борода, корона и посох. К древним символам царской власти относился
и головной убор "клафт-ушебти", состоящий из большого куска полосатой
ткани, ленты и обруча с уреем — фигуркой священной змеи урей.
Женский костюм в эпоху Древнего царства тоже был прост. Это — прямая рубашка
"калазирис" длиной немного выше щиколотки с одной или двумя косоугольными
бретельками, оставляющая грудь открытой. Со временем у знатных египтянок на
калазирисе появляются вышивки и плиссировка. Такая женская одежда остаётся основной
на протяжении всей долгой истории Древнего Египта. Как и мужчины, древние египтянки
носили парики из завитых крупными спиральными локонами растительных волокон,
более длинные, чем у мужчин.
А теперь переберёмся из Древнего царства в Среднее. Это около 2055 — 1660 годов
до н.э., примерно три с половиной — четыре тысячи лет назад. В эту эпоху развитие
сельского хозяйства, ремёсел и торговли оживляют экономику, растут города, общество
всё больше дифференцируется — настолько, что кварталы богачей и бедняков разделяются
высокими стенами и последним запрещается появляться за пределами отведённой
им территории. Появление новых тканей собственного производства, ввоз их и различных
предметов роскоши из Передней Азии (Персия, Месопотамия и др.) порождают более
сложные формы древнеегипетского костюма.
Знать Среднего царства уже не довольствуется традиционным передником-схенти
Древнего царства: он сохраняется лишь как обрядовая одежда, а
в остальных случаях "в моду" входят плиссированные и
гладкие длинные схенти из всё более дорогих тканей со всё более
высокими пластическими свойствами (большинство населения по-прежнему
носит короткие). Женщины же, даже самые богатые, как ни странно,
продолжают носить прямые рубашки-калазирис — правда, прибавив
к ним отделку и украшения. Но постепенно египтянки из привилегированных
сословий начинают отдавать предпочтение мягким и тонким тканям
(остальные же довольствуются калазирисами точь-в-точь такими же,
как и… тысячу лет назад!). Что же касается фараонов, членов их
семейств, придворных и жрецов,то они по-прежнему были главными
двигателями "моды", тратя на неё всё более умопомрачительные
средства, но и поощряя при этом талантливых мастеров. "Мода"
в ту пору стала особенно важным средством обожествления носителей
власти, их возвышения над "массами".
В пору Нового царства (1570 — 950 годы до н.э.) древние египтяне
завоёвывают несколько восточных стран, открывают для себя их культуру,
знать отдаёт должное недавно ещё заграничным предметам роскоши
и, не жалея средств, приобретает их. Обычно победа над другими
народами это, кроме прочего, ещё и покорение победителей достижениям
побеждённых. Быт египетской знати заметно меняется. "Во всех
предметах быта египтяне стремятся к изысканным пропорциям, плавным
линиям — будет то мебель, или туалетная ложечка для косметики
в руках", — отмечает в упоминавшейся выше книге "Костюм
разных времён и народов" её автор М.Н.Мерцалова.
В Новом царстве появляются тонкие прозрачные ткани. Это создаёт возможность
облачаться сразу в несколько одежд. "Лёгкие тонкие ткани, плиссированные
или слегка драпированные, окружают тело прозрачной дымкой, создают новые пропорции,
придают внешнему облику человека черты изнеженности и изящества. Таким образом,
новая одежда, прежде всего, украшала человека, видоизменяла его облик, позволяла
скрывать и скрашивать недостатки, в то время как примитивный схенти Древнего
царства оставлял тело обнажённым и служил всего лишь некоторой защитой",
— рассказывает М.Н.Мерцалова .
Видимо, под влиянием завоёванных восточных народов в это время появляются элементы
кроя. Получает распространение новая одежда — сусх: рубашка-калазирис и синдон
— драпированный или плиссированный кусок тонкой ткани, который обёртывали поверх
калазириса.
В Новом царстве сближаются формы мужского и женского костюма — за полтора с
лишним тысячелетия существования Древнего Египта так происходит впервые.
У египтянок теперь в моде высокая, подчёркнутая талия, лёгкие прозрачные одежды
из плиссированных тканей или "окружают" фигуру прозрачным "колокольчиком"
или, напротив, облегают формы плиссировкой в различных направлениях. К традиционному
женскому калазирису шафранового, голубого, красного цвета делают бретели контрастного
цвета или украшают его чешуйчатым узором, имитирующим крылья хищной птицы семейства
ястребов кобчика — в древнеегипетской мифологии символа богини Исиды, олицетворявшей
супружескую верность и материнство. Знатные египтянки покрывали плечи небольшой
пелериной из плотной или тонкой прозрачной ткани, которую драпировали на груди.
Существовали и большие покрывала, они окутывали всю фигуру или изящно драпировались
на бёдрах.
Женские парики времён Нового царства стали очень разнообразными, египтянки
стремились придать им форму, согласующуюся с единым композиционным решением
всего костюма.
Мастерство египетских ремесленников сполна проявляется в создании украшений.
Ещё в пору Древнего царства они изобрели цветные пасты и стали покрывать ими
крупный бисер, а также делать его из цветных смальт — непрозрачных цветных стёкол.
Из такого бисера делали "ускх" — знаменитое ожерелье-солнце и браслеты,
а также сетки, которыми как туникой египтянки украшали рубашки-калазирис. Возраст
этого искусства — около 5000 лет. Поразительна и искусность золотых украшений
эпохи Нового царства — тонкий рисунок, изящная простота, изобретательная стилизация
форм.
С конца XI века до н.э. Древний Египет переживает эпоху постепенного упадка
и в VI-IV веках до н.э. оказывается под властью персов. Потом,
в IV-I веках до н.э., египтяне находятся в составе государства
Птолемеев — царской династии, основанной Птолемеем I, одним из
полководцев Александра Македонского. Эллинистический период египетской
истории закончится при царице Клеопатре, когда государство Птолемеев
в 30 году до н.э. было завоёвано Римом и стало римской провинцией
Египет. Остатки древнеегипетской культуры сохраняются, но она
попадает под влияние эллинского мира. Это влияние сказывается
и на костюме: плиссировки заменяются свободной драпировкой, скидон
— кусок ткани, который обёртывался поверх рубахи-калазириса вокруг
бёдер, превращаясь в плащ. Официальный торжественный костюм фараонов
ещё остаётся традиционным, но царица Клеопатра всё чаще появляется
в лёгких драпированных одеждах. Покрывало, задрапированное вокруг
её стана, перекидывалось со спины на правое плечо и скреплялось
узлом под обнажённой грудью. Так станут одеваться
знатные римлянки…
Через 365 лет Египет становится провинцией Византии, а потом попадает под власть
арабов. Египтяне принимают ислам, их языком становится арабский. Самостоятельную
государственность Египет обретёт лишь в ХХ веке, сбросив британский колониализм.
От древнеегипетской культуры останутся лишь памятники, восхищающие мир достижениями
великой древней цивилизации. Одна из граней этой цивилизации — древнеегипетский
костюм.
Марсель Зейнуллин
Древние египтяне: величавы как боги и красивы как лотос
газета «Татарский
мир» №1 (2005)