Индейцы могли быть одеты по-разному. Племена равнин, а
также северных и восточных районов носили больше одежды, чем племена, жившие в
теплых южных районах. Последние, как и жители района Большого Бассейна, ходили
практически без одежды: у мужчин была лишь набедренная повязка-фартук, а у
женщин — юбка. Индейцы южных районов наносили татуировку по всему телу: это
были различные причудливые полосы и разнообразные разноцветные узоры. Они также
раскрашивали тело белой, красной и коричневой охрой. Татуировку применяли и
некоторые племена центральных и восточных районов. Воинственные индейцы кэддо,
образовавшие федерацию на территории Оклахомы, Канзаса и Арканзаса, столь
обильно покрывали себя татуировкой, что первые английские поселенцы называли их
«индейские пикты»1.
В большинстве районов женщины обычно носили либо
кожаные рубаху и юбку, либо рубаху-платье и ноговицы2.
Мужчины носили короткие штаны и ходили с обнаженным
торсом; в холод или дождь они использовали покрывало, напоминавшее
плащ-накидку. Рубахи носили лишь мужчины, занимавшие высокое положение, да и то
в основном во время праздничных церемоний. Пышные наряды, описанные в романах
Викторианской эпохи и показанные в фильмах, появились сравнительно недавно,
когда индейцы стали использовать в одежде шелк, ленты, бархат и сатин, подражая
белым людям, с которыми им приходилось встречаться в городах, во время движения
по рекам и в военных гарнизонах. Индейцы заимствовали у белых и фасон одежды,
поэтому после 1860 г.
наряды индейцев стали представлять собой пародию на традиционное индейское
одеяние.
Нельзя сказать, что мех и кожа, которые индейцы
использовали в одежде до того, как она резко изменилась под влиянием белых
людей и шоу «На Диком Западе», были хуже по качеству, чем у европейцев. Мех и
пушнина отличались высоким качеством, а одежда из них не уступала той, которую
делают сегодняшние мастера. Шкуры и кожа находили самое различное применение.
Невыделанные шкуры не уступали по твердости и прочности кости и пластмассе; из
них делали щиты, защитные покрытия и уже упоминавшиеся парфлеши. Из шкур
бизона, марала, лося, оленя, антилопы и других животных индейцы выделывали
такую мягкую кожу, как нигде больше. Шкуру тщательно натирали смесью из мозга и
печени животных, кислого молока и коры вяза, а затем долго вымачивали в воде.
После того как шкура была высушена и натянута на раму, ее можно было разрезать
на части и использовать для пошива одежды, сумок, кожаных мешков, рубах и
блузок, ноговиц, обуви, колчанов для стрел и еще тысячи и одного предмета.
Многие племена имели свои собственные рецепты изготовления кожи и изделий из
нее. Так, племя равнинных кроу настолько умело выделывало шкуры оленей, бизонов
и маралов, что сделанные из полученной кожи одежда и покрытие для палаток-типи
очень быстро высыхали и после самого сильного дождя, который не причинял им
никакого вреда.
Поскольку всевозможные украшения — врожденная страсть
индейцев, их часто наносили как на кожаную одежду, так и другие изделия из
кожи. Делали бахрому, вышивки, наносили рисунки, а также украшали бисером,
ракушками, иглами дикобраза и перьями. Помимо кожаной одежды было много
способов производства и украшения одежды из других материалов. Индейские
женщины искусно ткали, плели, вышивали, делали складки на одежде, обшивали ее
тесьмой — причем как вручную, так и используя ткацкий станок, как
импровизированный, так и настоящий. Они достигли в этом очень высокого уровня —
об этом мы подробнее поговорим позднее. Рубахи и блузки, платья, ремни,
пояса-кушаки, плащи-покрывала, как обычные, так и для вождей, накидки-пончо и
многое другое — все это было изготовлено индейскими ткачихами. Что касается
детей, то первую свою одежду они надевали в 5—6 лет, когда их начинали учить
взрослым занятиям и правилам поведения, а до этого они бегали нагишом, имея на
ногах лишь обувь, поскольку вокруг было много гремучих змей, муравьев и других
опасных существ. У индейцев было несколько пар мокасин — как с высоким верхом,
так и с низким, как на мягкой, так и на твердой подошве. Одни предназначались
для отдыха, другие — для занятий сельским хозяйством, третьи для охоты и
преследования дичи и т. д. Какую-то обувь носили ежедневно, какую-то только по
праздникам. Отправляясь на охоту, индеец брал с собой две-три пары обуви. И в
мирное время, и на войне индейцы были большими щеголями; они разряжались как
павлины, постоянно прихорашивались и гордо демонстрировали свои наряды.
Важной составной частью индейского туалета были
прическа и головной убор. В основном индейцы носили длинные волосы,
перехватывая их сзади ремешком, узкой головной повязкой или платком. Некоторые
племена намазывали волосы грязью или жиром; им придавали различную форму,
чтобы, например, отличить холостого от женатого или опытного воина от зеленого
юнца. В ряде племен воины обривали голову, чтобы запугать противника. При этом
обычно оставляли либо небольшую косичку, либо хохолок, торчавший, как петушиный
гребешок. И мужчины и женщины носили серьги, размер которых зависел от
занимаемого положения, а также ожерелья, подвески, кольца и самые разнообразные
браслеты для рук и ног.
Существовали также строгие правила и относительно
оперения в головном уборе. Один воин имел право на ношение одного орлиного
пера, другой — двух. Перья и кусочки меха как на голове, так и на других частях
тела означали знаки отличия и соответствовали тому или иному военному рангу или
заслугам. Мех выдры, бобра, дикой кошки, а также шкуру пантеры полагалось
носить лишь имевшему выдающиеся заслуги. Носивший мех лисы или енота имел
большие заслуги по сравнению с тем, кто носил мех белки.
Самый знаменитый боевой головной убор индейцев,
состоявший из нескольких рядов развевающихся и ниспадающих на плечи перьев, был
изобретен индейцами лесных районов востока. Оттуда он достиг района Равнин;
наибольшей популярностью он пользовался у индейцев сиу. Другие равнинные
племена использовали головной убор измененного дизайна: так, черноногие носили
прямую по бокам корону из перьев. Однако самым красивым и оригинальным был
головной убор калифорнийских индейцев. Он состоял из оперения, выложенного
перьями ворона и красного дятла, в которое были вставлены изящные тростинки с
цветками мака или пушистыми комочками хлопка на концах. Многие обходились
простыми головными уборами из соломы или коры деревьев, напоминавшими панамы
или зюйдвестки. Ведь жизнь индейца в большей степени состояла не из праздников,
а из обычных будней.
1 Пикты — коренные жители Шотландии,
мужественно отстаивавшие свою независимость и почти полностью погибшие; их
мужество и стойкость воспеты в стихотворении Р.Л. Стивенсона «Вересковый мед».
2 Ноговицы — своего рода гамаши; ноговицы,
соединенные с мокасинами, напоминали облегающие ногу высокие, до пояса, сапоги.
Джон Мэнчип Уайт. Индейцы Северной Америки. Быт,
религия, культура. Москва, Центрполиграф, 2006г.