Основу традиционного японского костюма составляет плечевая одежда туникообразного
покроя типа халата, которая подразделяется на нательную и верхнюю и имеет две
разновидности, представленные распашным или запашным кроем. Одежда выполняется
из ткани, ширина которой обусловлена возможностью ткацкого станка и составляет
примерно 35 см. Стан одежды плечевых видов, как правило, представляет собой два
прямоугольных полотнища, перегнутых по линии плеча и соединенных посередине спинки
и боковым краям. Рукава также имеют прямоугольную форму и вшиваются в прямые проймы.
Крой мужской и женской одежды почти аналогичен и имеет всего два размера: для
взрослых и детей. Каждый конкретный вид одежды, как плечевой, так и поясной, обладает
своими характерными признаками и имеет некоторые разновидности.
В связи с тем что описание видов, конструктивных особенностей и кроя традиционной
японской одежды не получило достаточно широкого освещения в советской литературе,
материал данного раздела рассматривается на основе исследования, обмеров и классификации
образцов одежды второй половины XIX - первой половины XX в. из собрания отечественного
Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого.
Японская мужская одежда
Нательная мужская одежда состоит из плечевой и поясной. В качестве
поясной мужской одежды применяются такие ее виды, как фундоси и косимаки.
Фундоси - набедренная повязка (или пояс) в виде прямоугольного полотнища
хлопчатобумажной белой ткани, которое пропускается между ногами и закрепляется
на талии. Известны два вида фундоси. Первый представляет собой полосу ткани
около 225 см длиной и 30 см шириной, которую обертывают вокруг талии, закрепляя
на ней узлом так, чтобы свисал один конец. Конец пропускают между ног и закрепляют
за поясом. Второй вид фундоси имеет более короткую длину и закрепляется на талии
тесемками.
Косимаки - несшитая юбка, представляющая собой полотнище ткани, достигающее
по своей ширине коленей. Его обертывают вокруг бедер и закрепляют на талии лентой
- датэмаки.
К нательной плечевой одежде относится хлопчатобумажный или шелковый дзюбан,
напоминающий по своему виду прямой узкий халат. Он соответствует нашей нижней
рубашке. Дзюбан может быть распашным или запахивающимся слева направо длиной
до середины бедра. Он имеет короткие (23-33 см) и широкие рукава. Часто в хлопчатобумажном
дзюбане предусматриваются шелковые рукава. Сзади по линии горловины вшивается
стоячий воротник - эри шириной до 6 см, который на полочках переходит в отложную
полоску ткани - окуми, имеющую такую же ширину, как и воротник. Сверху на воротник
нашивается съемный белый подворотничок - ханэри, который бывает виден из-под
воротника надеваемого поверх дзюбана кимоно. Иногда вместо дзюбана японцы носят
более длинный (до лодыжек) нагадзюбан.
Верхняя одежда, как и нательная, бывает плечевой и поясной. К плечевому виду одежды
относятся кимоно и хаори.
Кимоно - просторная одежда, напоминающая запашной халат туникообразного
кроя с длинными рукавами, на изготовление которого требуется до 9 м ткани. Длина
мужского кимоно измеряется от плеч до щиколоток. Надевают его так, чтобы виден
был воротник ханэри, принадлежащий дзюбану. Кимоно состоит из следующих деталей:
стана, рукавов, передних клиньев и воротника. Оно изготовляется из прямых полотнищ
ткани шириной 30-35 см, перекидываемых через плечи и соединяемых на середине
спины швом. По бокам полотнища полочек и спинки сшивают, оставляя в верхней
части от линии талии до плечевого сгиба прямые проймы размером от 35 до 55 см.
В них вшивают рукава, представляющие собой прямоугольные полотнища ткани, перегнутые
пополам и сшитые по поперечным срезам. Рукава вшиваются в проймы так, чтобы
их плечевые сгибы совпадали с плечевыми сгибами полотнищ стана. Внизу рукава
зашиваются, остаются лишь небольшие отверстия для рук размером 25-30 см. Рукава
кимоно характеризуются большой шириной, достигающей обычно 40-55 см. Чаще всего
они бывают гораздо шире, чем пройма. В таких случаях в пройму вшивается только
соответствующая ей по размеру верхняя часть рукава, а излишняя часть сшивается
по срезам. Соединенная таким образом с трех сторон нижняя часть рукава, провисая,
образует подобие висячих мешков, которые могут использоваться в качестве карманов
для мелких вещей. Манжеты в кимоно, как правило, отсутствуют.
Спереди к переднему срезу полочек пришиваются клинообразные полосы ткани, которые
придают кимоно дополнительную ширину. По линии плечевого сгиба в центре стана
делается горизонтальный разрез шириной 16-18 см, к которому сзади по линии горловины
пришивается воротник - эри, спереди переходящий в окуми. Окуми представляет собой
прямоугольную полоску ткани шириной 10-12 см, сложенную вдвое и пришитую к V-образному
вырезу горловины. Длина окуми может быть различной. Как и дзюбан, кимоно, как
правило, имеет съемный белый воротник - ханэри. Кимоно не имеет застежек, оно
запахивается слева направо и придерживается поясом - оби. Мужские пояса повязываются
ниже талии, на бедрах. В отличие от женских они бывают чаще всего темных цветов.
Р.А.Ксенофонтова, исследуя имеющиеся в отечественном Музее антропологии и этнографии
им. Петра Великого мужские кимоно, относящиеся к XIX-XX вв., выявила несколько
конструктивных разновидностей их, причины существования которых не определены.
При основном сходстве кроя различия проявляются в оформлении рукавов, которые
могут быть больше, чем пройма, или соответствовать ей, в наличии или отсутствии
ханэри, в количестве и виде швов, в незначительном заужении кимоно книзу.
Вторым видом верхней плечевой одежды мужчин является хаори, которое
носят только поверх кимоно или вместе с юбкой-брюками - хакама. Это довольно
короткая распашная куртка типа халата прямого (сходного с кимоно) покроя. Хаори
имеет широкие рукава, вшиваемые в прямые проймы. В отличие от кимоно полочки
хаори не заходят одна на другую и придерживаются с помощью двух тесемок с крючками
на концах, пристегивающихся к навесным петлям по краям полочек. Тесемки завязываются
на груди декоративным узлом в виде банта. Хаори для торжественных случаев должны
быть из черной шелковой ткани с белыми гербами, повседневные - темного цвета
или полосатые. Хаори шьют без подкладки, на подкладке, а также с ватной прокладкой.
Длина хаори колеблется примерно от 80 до 110 см. Ширина спинки составляет 62-68
см, ширина полочки по линии плеча 21-23 см, ширина горловины по спинке 18-20 см.
В горловину вшивается стоячий воротник, переходящий на полочках в полосу - окуми
шириной 6 или 8 см. Рукава имеют прямоугольную форму, их ширина 51-54 см, длина
32-34 см. Рукава складывают по поперечной нити, сшивают по срезам и вшивают в
проймы, глубина которых 51-54 см, т.е. равна ширине рукавов. По нижнему краю их
зашивают на 22-30 см, оставляя отверстия для рук размером 24-29 см.
Поясной вид верхней мужской одежды - хакама. По внешнему виду хакама
напоминает широкую, доходящую до щиколоток юбку-брюки с жесткими складками.
Спереди симметрично от центра расположены по три односторонние складки, направленные
в стороны боковых швов. Складки заложены так, что первая правосторонняя скрыта
под левосторонними складками. В задней части хакама делается одна встречная
складка. Имеются варианты хакама с тремя складками сзади, наложенными одна на
другую. Они направлены слегка диагонально к поясу, причем первая правосторонняя
складка закрыта встречной левосторонней, а вторая правосторонняя прикрывает
левостороннюю.
Передняя и задняя части хакама, имеющие по боковым швам от талии до бедер разрезы,
пришиваются к двум поясам с длинными завязками. В области шага хакама удлинен
и характеризуется разновидностями кроя и обработки.
Японская женская одежда
Нательная женская одежда поясного вида - футано и косимаки. Футано
- это короткая, до коленей, несшитая юбка из отбеленной хлопчатобумажной ткани.
Косимаки - длинная несшитая юбка. Так как косимаки, когда распахивается
кимоно, бывает видна, для нее используется более дорогая ткань. Пожилые женщины
носят косимаки белого цвета, молодые - из тканей ярких цветов. В одной из коллекций
Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого представлены два вида косимаки.
Первый - прямоугольное полотнище шелковой или вискозной ткани, имеющее длину
от 113 до 141 см и ширину от 76 до 94 см, к длинной стороне которого пришиты
завязки. Второй вид представляет собой хлопчатобумажное полотнище размером 73x119
см. Верхний длинный край его заложен в мелкие складочки и пришит к поясу длиной
87 см и шириной 10 см, с обеих сторон которого имеются узкие тесемки.
Нательная плечевая одежда женщин, выполняющая роль верхней рубашки, - хададзюбан,
или дзюбан. Обычно хададзюбан изготовляется из белого шелкового или хлопчатобумажного
материала, но может быть выполнен и из цветной ткани светлых тонов. По виду
и покрою он похож на мужской дзюбан, но в отличие от него имеет не зашитые в
области подмышки проймы и рукава. Рукава могут быть прямыми или зауженными книзу,
короткими или длинными. В последнем случае, если не позволяет ширина материала,
они делаются из двух или трех соединенных продольных полотнищ. Хададзюбан может
быть с ханэри или без него (если сверху надевают нагадзюбан).
Нагадзюбан - длинная нательная одежда, по крою аналогичная кимоно.
Нагадзюбан имеет прямой или слегка зауженный силуэт и широкие рукава. Находящиеся
в собрании коллекций Музея антропологии и этнографии им.Петра Великого (МАЭ)
три образца нагадзюбан отличаются друг от друга лишь шириной воротника и окуми,
а также качеством и расцветкой материала. Первый выполнен из красной шелковой
ткани и имеет розовую хлопчатобумажную подкладку, второй изготовлен из хлопчатобумажной
ткани с крупным ярким орнаментом на розовой подкладке, третий - из тонкой шелковой
ткани красного цвета с белым мелким узором на шелковой красной подкладке. Нагадзюбан
носят в холодное время года поверх хададзюбана в том случае, если не надевают
косимаки. Его подпоясывают матерчатым поясом - датэмаки.
Основные виды верхней одежды для женщин - кимоно и хаори. Женское кимоно
по количеству деталей и конструктивному строю аналогично мужскому. Отличительным
признаком его являются не зашитые в области подмышки рукава и проймы. Женское
кимоно длиннее мужского, оно шьется в рост человека и измеряется от макушки
до пяток. Рукава, как правило, шире мужских и достигают иногда 150 см.
При общей стабильности кроя кимоно размеры его отдельных частей могут быть различны.
Обмеры Р.А. Ксенофонтовой женских кимоно из коллекции МАЭ показали, что ширина
спинки по линии плеч равна 60-68 см, по линии низа на 1-8 см меньше (это говорит
о том, что кимоно может быть немного зауженным книзу); ширина полочки по линии
плеч составляет 22-24 см, по линии низа - 22-25 см; ширина клина 14-17 см; длина
рукавов 31-34 см; размер отверстия для рук 21-23 см; ширина проймы колеблется
от 31 до 49 см, ширина рукавов - от 46 до 110 см; ханэри имеют длину от 12 до
38 см. Ширина воротника, переходящего спереди в окуми, может быть 6-6,5 или 11-13
см. Широкие окуми характерны для праздничной и свадебно-церемониальной одежды.
Кимоно подпоясывают поясом - оби. Он является главным украшением женской одежды
и выполняется из дорогих тканей ярких и светлых тонов.
Женское хаори по форме и конструкции похоже на мужское. Отличие его
состоит в том, что проймы и рукава в области подмышки не зашиваются. Хаори используются
в качестве как торжественной, так и повседневной одежды. Нарядные хаори из всех
видов верхней одежды наиболее подвержены влиянию моды, что особенно сказывается
на их длине. Повседневные хаори обычно имеют незначительную длину.
Нэннэко - разновидность хаори. Его надевают женщины, когда носят за спиной ребенка.
Особенностью этого вида одежды является то, что ширина рукава совпадает с шириной
проймы и рукав вшивается в нее полностью, не оставляя отверстия подмышкой.
Петрова И.В., Бабушкина Л.Н. Что вы знаете о японском костюме. - М.: Легпромбытиздат,
1992.