Мы готовы сшить для вас
нужный национальный костюм.
Наш адрес: г. Казань,
Верхняя плечевая женская одежда народов Северного Кавказа в XVIII - первой половине XIX в
Женская верхняя одежда у всех народов Северного Кавказа
в XVIII —первой половине XIX в. была распашной. Ее надевали поверх
рубахи, штанов, а у некоторых народов — и поверх кафтанчика.
Авторы описаний применяли по отношению к этой одежде
самые различные наименования: бешмет, архалук, кафтан, даже халат и капот,
блуза и т. д. При этом они, видимо, исходили из внешнего признака (распашной
покрой), а не из функции этой одежды. Все приведенные названия привлекались
авторами из другой этнической среды, и ни одно из них не было характерно ни для
языков народов Северного Кавказа, ни для русского языка. Мы употребляем для этой
одежды слово «платье», исходя из ее функции (надевание поверх рубахи и штанов,
постепенно превращавшихся в белье), а также дальнейшего ее развития. В конце XIX
в. начинают появляться закрытые платья разного типа, развившиеся из распашного
или просто позаимствованные из городской модной одежды.
Важно отметить, что для закрытых платьев, в том числе современных, у большинства
народов Северного Кавказа сохраняются те же термины, что для старинного
распашного платья. Это указывает на совпадение функций этих видов
одежды и подтверждает паше предпочтение русского термина «платье»
для верхней женской одежды народов Северного Кавказа
(см. табл. 5).
На рисунках XVIII —
первой половины XIX в. и по описаниям платья адыгских женщин были без воротников, с
открытой грудью, с застежкой у пояса или без нее и различались главным образом
покроем рукавов, как это наблюдалось и позднее. Длина платьев варьировала. В
некоторых случаях платья доходили до земли, сочетаясь с менее длинной рубахой;
и других они спускались немного ниже колен и рубаха была
видна из-под платья. К. Кох отмечает, что на западе Черкесии платье значительно
длиннее рубахи и иногда даже волочится по земле. На востоке расселения адыгов
оно короче81. Это наблюдение в известной мере подтверждается
описаниями и рисунками других авторов.
Вариации покроя рукавов платья пе очень многочисленны.
Чаще всего у адыгов встречается длинный узкий рукав с разрезом подмышкой,
такого же типа, как на мужской одежде этого периода. Традиции шить рукава с
разрезом прослеживаются в адыгской одежде по крайней
мере с XV в. Разрезы были и на рукавах знаменитого праздничного
халата из Белореченского кургана82. Там разрез находится с наружной
стороны рукава выше локтя. Такой же разрез рукавов при меньшей их длине показан
на рисунке Гейслера. В XVIII — первой
половине XIX в. встречались рукава с
разрезом подмышкой, которые летом носили закинутыми на
спину. Иногда рукав был зашит только до локтя, а нижняя часть его свисала
свободно, закрывая кисть руки. Встречаются рукава короткие до локтя или
длинные, расширяющиеся книзу. При всех указанных вариантах рука никогда не
оставалась обнаженной выше локтя, ее всегда прикрывал рукав нижнего кафтанчика
или рубахи. Интересно, что рукав с длинной, расширяющейся книзу округлой
лопастью был очень редок, хотя он весьма характерен для середины и второй
половины XIX в. (рис. 5).
В целом тип женского платья у адыгов оказался весьма
устойчивым и сохранился до конца XIX в. Богатые
женщины праздничные платья шили главным образом из плотных шелковых тканей, бархата
и парчи различных расцветок, иногда с узорами. Многие авторы этого периода
упоминают о замечательных вышивках адыгских женщин, но на иллюстрациях вышитых
платьев нет, хотя они хорошо известны в более позднее время.
Судя по имеющемуся в нашем распоряжении иллюстративному материалу того времени,
более всего схожа с адыгскими платьями одежда ногаек,
по крайней мере богатых и знатных.
Осетинские материалы, как говорилось выше, показывают необязательность платья
в повседневном женском костюме, по-видимому, его надевали поверх
рубахи лишь в торжественных случаях. Платье было распашное, покроя
черкески. Следует отметить, что расширяющие платья клинья спереди
начинались не от талии, как в позднейших осетинских, кабардинских
и части адыгейских платьях, а прямо от плеча, как это. видимо,
было принято и у других народов в этот период. Рукава узкие и
длинные, иногда они имели разрез от подмышки до локтя и могли
откидываться назад. В нижней части рукава часто были треугольные
выступы. прикрывавшие тыльную часть кисти. Платья шили из хлопчатобумажных
или шелковых тканей, а иногда из холста.
Особенностью осетинских женских платьев являлось
наличие не только застежек из шнурковых пуговиц и петель, но и завязок из
тесьмы или шнура, что является более древней формой. Мы уже отмечали завязки на
женской и мужской рубахе и даже на черкеске.
В коллекции Б. А. Куфтина из осетинских склепов
представлено несколько женских распашных платьев, которые он именует
«кафтанами». Два платья сшиты из белого холста покроем черкески с длинными
рукавами. На одном платье от талии к подмышке имеются разрезы, продолжающиеся и
в верхней части рукава, что позволяет откидывать рукава назад. Два других
«кафтана» из шелка сшиты также в талию с клиньями на боках, а один — с отрезной
спинкой. Ворот вырезан по шее, в одном случае имеет завязки, рукава короткие,
выше локтя. Среди кафтанов выделяется один из узорной плотной шелковой ткани с
крупным растительным стилизованным орнаментом83. Он имеет прямой
покрой, книзу расширенный боковыми небольшими клиньями. Спереди разрез до низа,
с большим запахом справа налево. Воротник-обшивка в виде шальки, сзади стоячий,
спереди спускается почти до пояса. К этой одежде скорее подходит название не
«кафтан», а «халат». По характеру ткани этот «кафтан», вероятно, гораздо более
раннего времени, но мы считаем нужным упомянуть о нем
ввиду особенностей его покроя, возможно, ранее распространенного у осетин и
других горцев Северного Кавказа.
У осетин, видимо, существовал еще один тип распашной одежды,
надевавшейся поверх рубахи. Она шилась покроем черкески, но с
вырезом по шее и имела особый покрои рукавов. Так, в коллекции
Б. А. Куфтина имеется стеганый без прокладки шерсти или ваты «кафтан»,
сшитый из грубой хлопчатобумажной ткани кустарной работы, окрашенной
в красный цвет. Подкладка из редкой бумажной ткани с ручной набойкой,
а в рукавах — из грубого холста. Рукав прямой, выкроен из одного
куска ткани со швом по низу, длинный (83 см). От подмышки до локтя
не зашит, ниже локтя идет шов, у кисти застежка на три пуговицы
и петли из шнурка. Тыльная сторона кисти прикрыта лопастью округло-трапециевидной
формы. Застежка у ворота на одну пуговицу и петлю из шнурка, затем
через 18 см — у талии на 6 пуговиц и петелек. Общая длина кафтана
86 см, т. е. примерно до колен. О том, что осетинская
верхняя одежда короче адыгской и «татарской»,
писали лишь отдельные авторы (Штедер) 84.
Особый интерес этот «кафтан» приобретает в сопоставлении с еще
одним экспонатом ГМЭ, который в свое время был получен из Румянцевского
музея и является одним из старейших в этнографической коллекции
по осетинам. Он называется «каба», т. е. платье,
термин, проникший к осетинам через Грузию и ими
давно усвоенный. По покрою и общему характеру это платье85
почти полностью совпадает с описанным выше «кафтаном» из склепов,
но короче его; рукав при том же крое тоже короче. Не исключено,
что это платье носила девочка-подросток. Сшито платье из светло-зеленого
в лиловый цветочек ситца, на белой хлопчатобумажной подкладке.
Застежка на крючках. Ткань и наличие крючков не позволяют датировать
это платье ранее середины XIX в., и тем более интересно совпадение
его покроя с описанным выше «кафтаном» (видимо, тоже «кабой»—
платьем) из коллекции Б. А. Куфтина. Вероятнее всего, «кафтан»
относится к концу XVIII — началу XIX в.
Напрашиваются следующие выводы: во-первых, видимо, наряду с более
длинными «кафтанами» у осетин этого периода существовали и короткие
платья с особого кроя рукавами. По существу те и другие являлись
распашными платьями. Во-вторых, осетинская женская верхняя
одежда в XVIII— первой половине XIX в. обладала значительным
своеобразием и отличалась от одежды адыгских народов.
В более поздний период это различие сгладилось за счет влияния
адыгов, в частности кабардинцев. В-третьих, два
последних «кафтана» — каба по своему облику, особенно длине, близки
верхней одежде чеченцев и ингушей. Т. Б. Мамукаев
обнаружил в одном из склепов Даргавса еще одну женскую распашную
одежду типа «пыльника». Молодая женщина была одета в богатую праздничную
одежду, сшитую из шелка. Поверх традиционной рубахи, штанов
и платья была надета шелковая распашная одежда короче платья,
с короткими рукавами, у ворота завязанная при помощи шнурков 86.
Еще более скудными являются наши сведения о верхнем платье
чеченских и ингушских женщин. Во всех описаниях подчеркивается,
что обычной одеждой женщин всех возрастов являлись рубаха и надетые
под нее штаны. Верхнюю одежду (которую авторы иногда называют
«архалух») по торжественным случаям надевали девушки и, видимо,
молодые женщины. Она была в талию, распашная и шилась из хлопчатобумажных
тканей или из шелка с серебряными украшениями на груди. Л. Екельн
и С. Беляев87, побывавшие в плену у чеченцев в 40-х
годах XIX в., пишут, что у богатых на «архалухах» были серебряные
застежки и подвески в виде «желудей». «Архалух» (т. е. распашное
платье) был короче рубахи и доходил до колен. Беляев приводит
и местное название «архалуха» — гаутелъ (правильно гIавтал).
Авторы отмечают, что одежда чеченских и ингушских женщин
имела довольно яркую расцветку. Если рубаха и штаны чаще всего
были красными, то платье могло быть голубым, зеленым, оранжевым.
Платья шили из холста, шелка и бумажных тканей. Интересен рисунок
Д. А. Милютина, изображающий чеченку в короткой до колен, сшитой
в талию верхней одежде, надетой поверх рубахи и штанов. По подолу,
бортам, вороту и рукаву она обшита галуном, а по обеим сторонам
груди изображено по крупной круглой бляхе.
Таким образом, наибольшее разнообразие женских верхних
платьев (в особенности покроя рукавов) мы встречаем у адыгов, а по мере продвижения
к востоку женские верхние платья упрощаются по покрою, длина их укорачивается,
и они становятся менее обязательными.
Е. Н. Студенецкая
Одежда народов Северного Кавказа
XVIII-XX вв.,
"Наука", Москва, 1989 г.