Национальная мужская одежда состояла из следующих
основных частей. На тело надевалась рубашка (джан),
застегивающаяся на груди. У богатых она шилась из дорогих тканей. Рубашка
заправлялась в широкие, суживающиеся к щиколоткам шаровары. На рубашку
надевался шелковый или бумажный бешмет (къэптал) на
подкладке, со стоячим воротником, длинными рукавами и застежкой от воротника до
пояса. У зажиточных он шился из тонкого сукна и
отделывался вышивкой и галуном.
Черкеска(цый) для
большинства крестьян являлась праздничной одеждой и имелась далеко не у
каждого. Изготовлялась она из местного коричневого сукна. Знатные и богатые
старались добыть для черкески фабричное сукно преимущественно светлых тонов.
Черкеска шилась в талию, с цельной спинкой, передками
и вставными боками, без воротника и подкладки, с широкими длинными рукавами.
Полы черкески спускались несколько ниже колен. Спереди она закрывала часть
груди, а на талии плотно застегивалась рядом маленьких пуговиц и подпоясывалась
узким кожаным ремнем с серебряными украшениями. На груди с обеих сторон
пришивались карманчики (газырницы), куда вставлялись
специальные трубочки — газыри. До середины XIX в., пока газыри
служили патронташами, газырницы делались из кожи.
Позднее их заменили матерчатыми. Материалом для газырей служили кость, дерево,
металл. Богатые отделывали газыри серебром. Распространено было ношение кинжала
1.
Верхней одеждой служила и бурка(кIакIо) — длинная
войлочная накидка без рукавов. На шее она завязывалась шнурками или
застегивалась, на пуговицы. Во время своих странствований адыгеец никогда не
расставались с суконным башлыком (шъхъарыхъан).
Головные уборы были разнообразны: высокие папахи из
бараньей шкуры, на толстой подкладке, низкие папахи с узким меховым околышком и суконным верхом, суконные фески. В плохую
погоду поверх шапки одевали суконный башлык (шъхьарыхъон).
Преобладающими цветами в мужском костюме являлись черный, серый, коричневый, белый. Более яркие цвета
допускались только для бешмета и башлыка. Из красного сафьяна делались
праздничная обувь и газырницы.
Обувь была трех видов: чувяки — цуакъэ
(наиболее распространенный вид обуви), сапоги и поршни. Подошвы поршней для
ходьбы по скалам делали с ременным переплетом, а для обыкновенной носки —
целые. Для езды верхом надевали поверх шаровар ноговицы, натягиваемые до колен.
Их делали из цельного куска войлока или кожи и укрепляли под коленами широкими
войлочными или кожаными подвязками.
Женщины носили две рубашки: нижнюю (более короткую) и
верхнюю — длинную, как платье, плотно облегавшую фигуру и подвязанную шнуром, а
также широкие, суживающиеся книзу до щиколоток шаровары. Отличительной
особенностью девичьей одежды являлся корсет, который надевался на голое тело и
не снимался даже во время сна. Благодаря корсету адыгейки имели тонкие талии.
Замужние женщины корсет уже не носили.
Поверх рубахи надевался короткий кафтанчик,
застегивающийся на груди массивными серебряными застежками (в бедных семьях
металлическими посеребренными) иногда с чернью. Кафтанчик обшивался галуном,
рукава и полы украшались золотым шитьем. По своему покрою
он был аналогичен мужскому бешмету. В дальнейшем этот кафтанчик превратился в
нагрудник (бгуж) с металлическими застежками.
Женское платье (сай) сходно
по покрою с черкеской. Для платья предпочитали темные цвета. Богатые шили его
из шелковой материи, атласа, бархата, плюша, бедные — из сатина, шерсти и пр.
Края и низ обшивались серебряным или золотым галуном, а затем они украшались
богатой вышивкой из золота или серебра. На узких рукавах была такая же отделка.
Платье имело спереди разрез до пояса. Из-под рукавов, достигавших локтей, были
видны рукава кафтанчика и рубашки. Обязательной частью женской одежды был пояс
— серебряный или из простого металла. Самым бедным считался пояс из материи.
Выходя из дома, женщины закутывались в шаль. В костюме замужних женщин,
особенно пожилых, преобладали темные цвета. Девушки носили одежду светлых
тонов.
До замужества девушки заплетали волосы в одну или
несколько кос и могли их не покрывать. К волосам прикрепляли подвески в виде полосы
тонкой белой ткани, скрученной и спускавшейся до подола. Для замужних женщин
считалось большим стыдом показывать свои волосы. Выходя из своей комнаты, хотя
бы к свекрови, женщины закрывали голову платком. Однако только после первых
родов молодые женщины начинали носить головной убор замужней женщины — платок,
который облегал лоб и завязывался под подбородком. Парадным головным убором
служили круглые шапочки, обшитые галуном и повитые белой кисейной фатой.
Знатные и зажиточные адыгейки, а также невесты, выходя
из дома, надевали на ноги подставки в виде скамеечек, сделанных по форме ступни
и обтянутых бархатом, иногда в металлической оправе с инкрустациями и тамгой.
Обычно же носили чувяки из красного сафьяна или простой кожи.
Одежда крестьян отличалась от одежды знати качеством
материи, отделкой и формой. Рабы (унауты) носили
обноски одежды своих господ.
1 Обычное
вооружение адыгейца в первой половине XIX в. состояло из ружья,
пистолета, шашки, кинжала. Некоторые пользовались луком и стрелами, надевали
шлемы и наручни. Кое-где сохранялись и другие архаические виды
наступательного и оборонительного оружия.
из сборника "Народы Кавказа", изд-во АН СССР, Москва, 1962