Одежда сельского армянского населения Нагорного
Карабаха, претерпев на протяжении XX в.
существенные перемены, в настоящее время в целом характеризуется определенным
сочетанием традиционных форм (а чаще отдельных элементов их) с общегородскими.
В основном наблюдаются возрастные различия в одежде. Традиционный народный
костюм карабахской армянки — һайявари44
продолжает бытовать только среди женщин старшего поколения. Правда, это не всегда
полный комплекс старинной одежды. Основной составной частью костюма является
традиционного покроя красного цвета рубаха — вирви һалав с косыми клиньями с боков, широкими и прямыми с
ластовицами рукавами и с круглым воротом, имеющим разрез на груди. Поверх
рубахи надевают распашную одежду своеобразной формы, обычно из синего, зеленого
или фиолетового цвета сатина или шелка — хлыг или габу, подол которой состоит
из трех частей и доходит почти до пяток. Непременной принадлежностью костюма
служит пояс — готи, кямар — обычно из длинного куска материи красного цвета или
реже кожаный с серебряной пряжкой и нашитыми пластинками.
Сложный традиционный головной убор замужней
карабахской армянки со старинными украшениями продолжают носить только самые
старые женщины (обычно в возрасте более 80 лет). У некоторых пожилых армянок
полный комплекс традиционной одежды, включая и головной убор с украшениями,
серебряный пояс, хранится сейчас дома в сундуке (по их словам, они хотят быть
похороненными в этой одежде), а носят они теперь платья, отрезные по талии и
присборенные, с длинными рукавами, темных тонов, передник, на голове — платок
или косынку, на ногах — туфли или тапочки фабричного производства. Этот костюм,
получивший распространение в 20—30-е годы, по всей видимости, можно назвать
переходным от традиционного, к которому он приближается по своему общему
силуэту, к городскому. Женщины среднего поколения, как правило, носят
общегородскую одежду разнообразных фасонов — костюмы, платья, юбки с кофтами и
т. д. Однако среди этого поколения женщин еще продолжают устойчиво сохраняться
традиционные представления о «приличии»: носят они обычно платья неярких тонов,
с небольшим вырезом ворота, с длинными рукавами, ходят в любую погоду в чулках,
голову нередко покрывают косынкой.
Современная одежда молодых женщин и девушек уже почти
ничем не отличается от городской. Как и горожанки, они предпочитают теперь,
особенно в праздники, нарядные платья модного покроя и из модных тканей,
красивые трикотажные изделия, туфли на каблуках. Но замужние женщины
по-прежнему придерживаются традиции носить чулки даже в теплую погоду, одевать
платья более строгого фасона и сдержанных тонов. В последние годы городская
мода все шире проникает в современное село и активно воспринимается прежде
всего молодежью и сельской интеллигенцией.
Мужской традиционный костюм карабахских армян, во
многом близкий к общекавказскому, в настоящее время почти не сохранился.
Сравнительно быстрое исчезновение его из быта уже с начала XX в. связано с более подвижным образом жизни мужчин, в
частности с традицией отходничества их в города за пределы Карабаха.
Сейчас можно наблюдать лишь некоторые элементы
мужского традиционного костюма, используемые в качестве производственной
одежды. Это удобные в полевых горных условиях вязаные шерстяные
орнаментированные носки — гульба и сделанная из сыромятной кожи обувь — трех.
Эти же элементы традиционного костюма, а также иногда и шапки из овечьей шкуры
продолжают носить старики. Мужчины же среднего поколения и особенно молодежь
носят только одежду общегородского типа, причем юноши предпочитают костюмы и
сорочки модного покроя.
В праздники сельские жители — как мужчины, так и
женщины, особенно молодые — носят также городскую одежду, но из более дорогих
тканей и модного силуэта. Свадебной одеждой у армян также стала
общераспространенная в городах одежда: у невесты весь ансамбль должен быть
белого цвета — платье современного покроя, фата, украшенная цветами, перчатки,
туфли, у жениха — черного цвета костюм и белая сорочка. Специальной траурной
одежды у сельских жителей, как правило, нет. Обычно молодые и среднего
поколения женщины присутствуют во время похорон и поминок в повседневных,
нередко пестрых платьях. Лишь пожилые женщины дополняют свой будничный костюм
черным платком, которым покрывают голову. Мужчины одевают обычную повседневную
одежду. Таким образом, основная тенденция развития современной одежды сельского
армянского населения Нагорного Карабаха сводится к ее сближению с общегородской
формой одежды, что наглядно проявляется в современном костюме сельской молодежи
и представителей среднего поколения, особенно интеллигенции. Эта же тенденция
характерна и для армян других историко-этнографических районов, в которых также
в большей или меньшей степени сохраняются отдельные элементы традиционного
костюма лишь у старшего поколения.
44 Подробное описание
традиционного костюма армян Нагорного Карабаха см.: Лисициан С. Д. Очерки
этнографии дореволюционной Армении.— КЭС, 1955, т. I, с. 223—226; Авакян Н. X.
Народная
одежда армян Арцаха в XIX — начале XX в.— В
кн.: Хозяйство и материальная культура народов Кавказа в XIX—XX вв.:
(Материалы к «Кавказскому историко-этнографическому атласу»), вып. 1. М., 1971,
с. 209—223.
А. Е. Тер-Саркисянц. Современные этнические процессы у
армян Нагорного Карабаха
Этнические и культурно-бытовые процессы на Кавказе. «Наука», Москва 1978