Одежда мужчин весьма похожа на мужскую одежду у
татар-кумыков, но она сделана из более легкой, более высококачественной ткани и
обычно более дорогая. Рубашка-уапа застегивается на груди; она шьется из
хлопчатобумажной ткани или легкой красной тафты на грузинский манер. Сверху на
рубашку надевается шелковый жилет, обычно украшенный вышивкой, а на него —
своеобразный сюртук, очень короткий, который у черкесов носит название «цши», а
у татар — «чекмень»; он едва доходит до середины бедра; они его очень плотно
застегивают на поясе; на груди с обеих сторон имеются маленькие карманчики, с
отделениями для патронов.
Мужчины бреют голову или очень коротко стригут волосы,
оставляя на макушке клок волос длиною в палец. Этот клок волос называется
«хайдар». Раньше черкесы носили только усы, теперь же нередко можно встретить
черкесов, которые отпускают и бороду.
На голове они носят стеганую шапку на вате, форма
которой напоминает половину дыни, она оторочена мехом или простой овчиной. Их
штаны широкие вверху и узкие, начиная с колена, бывают обычно серого или бурого
цвета. На ногах они носят элегантные красного цвета туфли с очень высокими
каблуками, благодаря чему кажутся значительно выше, чем они есть на самом деле;
или же вместо туфель они носят мягкую обувь без подметок; казаки в Гребенской
тоже привыкли к ним и называют их «чирики».
Никогда черкес не выходит без оружия, или как минимум
без шашки, кинжала на поясе и без накидки из мягкого фетра на плечах, эта
накидка называется по-черкесски «джако», по-татарски — «ямаче», а по-русски —
«бурка». Чтобы дополнить описание их вооружения, надо, кроме того, упомянуть
ружье и пистолет, кольчугу, маленький шлем (кипха) или большой шлем (таш),
латные рукавицы и налокотники. Когда черкес при полном параде на лошади выезжает,
например, делать визиты, он берет свой лук и колчан со стрелами; со щитом
черкесы не знакомы. Стрелы у князей украшены белыми перьями, выдернутыми из
хвостового оперения орла; дворяне и простолюдины не имеют права украшать свои
стрелы подобным образом под угрозой строгого наказания. Можно было бы подумать,
увидев воина, столь перегруженного оружием, что его движения должны быть
стесненными и неуклюжими, однако черкес на коне со всем этим оружием являет
собой пример подвижности, ловкости и прекрасных качеств всадника.
Во время войны черкесы одевают под кольчугу нечто
вроде жилета из ваты, эластичность которого заставляет пули еще лучше
отскакивать от корпуса. Они приобретают лучшие кольчуги в ауле Кубачи, в
Дагестане; некоторые, правда, утверждают, что кольчуги очень хорошего качества
делают также и в Абхазии, на побережье Черного моря. Однако черноморские казаки
приспособились приподнимать кончиком копья край кольчуги и протыкать черкесов
пикой на полном скаку. Оружие у черкесов обычно превосходное, но стоит оно
очень дорого; полное обмундирование, например, князя стоит не менее двух тысяч
рублей серебром.
Одним из главных занятий черкесов является чистка и
приведение в боевой порядок оружия, поэтому оружие у них всегда чистое и
сверкающее. С раннего утра черкес опоясывается шашкой и кинжалом и проверяет,
не пострадало ли от ночной сырости остальное его оружие. Во время походов
подушкой им служит маленькое седло, а находящийся под седлом кусок войлока они
используют в качестве постели и накрываются буркой. Во время плохой погоды они
делают небольшую палатку из войлока, которую натягивают на ветки деревьев; во
время путешествий они укрываются от дождя, натягивая на голову своеобразный
капюшон, называемый «башлык».
Остальную часть вооружения черкесы получают из Турции
(по крайней мере, получали до 1830 года) и из Грузии; вместе с тем у них
имеется еще много старинных сабель и пистолетов венецианской и генуэзской
работы, которые у них в большой цене. Поскольку у них мало кремней для ружей,
большую часть их поставляют им русские. Как и большинство других кавказских
народов, черкесы сами производят порох «гин». В горах они добывают селитру
(«гин-хуш» или «чин-хуш», то есть «пороховую соль»); они также делают порох,
выщелачивая подстилку в загонах для скота.
Главная ценность у черкесов состоит в их оружии; хотя
их особенно интересует само качество оружия, они все же неравнодушны и к
богатому украшению оружия. Их сабли (шашки), кинжалы, пистолеты, ружья, сбруя и
т. д. покрыты украшениями из серебра и золота превосходной работы. Седла и
ножны шашки украшены галунами. Они никогда не продают свое лучшее оружие, и оно
обычно переходит по наследству от отца к сыну. Когда им достаются европейские
сабли, они их снова закаливают и затачивают таким образом, что ширина клинка
сокращается на одну треть и он теряет всякую гибкость.
Одежда женщин мало отличается от мужской, за
исключением цвета: женщины предпочитают белое, тогда как мужчины никогда не
используют ни красный цвет для своих колпаков, ни белый цвет в своей одежде. Молодые
женщины из княжеских и дворянских семей носят под покрывалом красную шапочку,
украшенную спереди полоской из черного сафьяна с серебряными кнопками, которая
очень им идет, а волосы они заплетают во множество свободно ниспадающих
косичек. Платья у них длинные, спереди открытые, с застежками на груди до
пояса, наподобие турецких «антери» (это открытое спереди платье напоминает
капоты наших дам). Они носят широкие шальвары и красные сафьяновые туфли без
подметок — «чирики», напоминающие мужскую обувь того же рода. Женщины из
простого люда носят шапочки любого цвета, за исключением красного, а вместо
туфель они носят деревянные сандалии, а чаще всего просто ходят босиком. Выходя
из дома, они надевают покрывало, которое скрывает их лицо.
Девушки обычно носят длинную рубашку, которую вместо
пояса стягивают лентой или полоской кожи; у них широкие длинные панталоны и
красные шапочки; волосы они сплетают в одну косу, которая свободно лежит на
спине. Их праздничное одеяние состоит из полукафтана из шелка или хлопчатобумажной
ткани, поверх которого надевается длинная одежда из сукна с открытыми рукавами.
Первый вид одежды более легок и красив, поскольку он обрисовывает стройную и
гибкую фигуру и соблазнительные формы, которыми так гордятся черкесские
девушки. Чтобы сохранить у девушки фигуру, в княжеских и дворянских семьях
девочке в возрасте десяти лет надевают на бюст корсет, который остается на ней
до первой брачной ночи, когда ее избранник вспарывает его кинжалом. Корсет
делают из кожи или сафьяна, он снабжен двумя деревянными дощечками на груди,
которые своим давлением на грудные железы мешают ей развиваться; считается, что
эта часть тела — атрибут материнства и молодой девушке зазорно позволять видеть
его. Корсет также сжимает очень плотно весь стан от ключиц до пояса благодаря
веревке, которая проходит через дырочки в корсете (иногда для этих целей
используются серебряные крючки); девушки носят этот корсет даже ночью и снимают
его только тогда, когда он износится, и то лишь для того, чтобы немедленно
заменить его новым, таким же тесным. Таким образом, получается, что черкесская
девушка в день свадьбы имеет такой же бюст, какой она имела в возрасте десяти
лет; в остальном прекрасная фигура черкешенок сохраняется благодаря скромной
жизни и частым упражнениям на воздухе, так что даже крестьянские девушки
сохраняют стройную фигуру, хотя они вовсе и не носят кожаных корсетов.
Девушкам разрешается красить себе ногти почти
темно-красной краской, которую черкесы добывают из цветка, по-черкесски
называемого «кина» (бальзамин).
В общем, идея красоты у черкесов состоит в том, чтобы
иметь широкие плечи, выпуклую грудь и тонкую фигуру. Мужчины, хотя они и
надевают на себя несколько сюртуков, один на другой, стягивают пояс так, чтобы
не показать ни одного недостатка фигуры, а молодые люди надевают очень тесные
чирики, чтобы не дать расти их и без того маленькой ноге.
Иоганн Бларамберг Историческое, топографическое, статистическое,
этнографическое и военное описание Кавказа / Перевод с французского,
предисловие и комментарии И.М. Назаровой. — Москва: Изд. Надыршин, 2010.