Хваршины - небольшая по численности народность Дагестана, в
значительной степени консолидировавшаяся с аварцами.
Более специфична и оригинальна одежда хваршин. Мужской костюм состоял из рубахи (гуд), штанов,
распашного бешмета, черкески, в зимнее время надевались разного вида и формы
овчинные шубы (къочора, боко,
кIалакIач), овчинные
куртки (кIойту хабачи), иногда войлочные накидки (бутнус
къочора); популярны были и андийские бурки.
Головным убором служили белые или черные овчинные папахи нескольких фасонов:
конусообразные, цилиндрические, а с начала XX в. в виде перевернутой
трапеции с белым суконным дном. Наиболее распространенной
обувью были шерстяные сапоги с войлочной простеганной подошвой и усеченным
носком, украшенные мелким темным рисунком по белому полю; бытовали также
войлочные сапоги (зунгеба), полуботы нескольких разновидностей из сыромятной кожи (хъурхель, насираба), чувяки
(мугуры), кожаные полусапожки (уйлятIу), а также башмаки с деревянной подошвой с загнутым носком
и кожаным верхом без задников (хъваркинеба).
Украшением костюма служили кожаный ремень с медными,
серебряными фигурками, на котором на правом боку висел пистолет (тапанча) и серебряная коробочка (гьутугъ)
с нутряным жиром для смазывания рук, а на левом - кинжал. На большом пальце
правой руки многие мужчины носили серебряную печатку, а на запястье правой руки
обязательно (причем, мужчины, и женщины) -повязку из
черного войлока шириной 2-3 см.
Одним из основных элементов женского костюма было
платье-рубаха туникообразного покроя, расширявшееся
книзу за счет боковых клиньев, с прямыми вшивными рукавами без ластовиц и с
вертикальным разрезом на груди. С конца XIX в. туникообразная рубаха стала и нательным бельем. Молодые
женщины поверх белья надевали платье с кокеткой, а девушки - отрезное платье, присборенное или в складку. Обязательным для всех видов
платья остался (у пожилых женщин и в наше время) красный трехметровый кушак,
подпоясанный в два оборота, концы которого опускались спереди или сбоку. В
качестве головного убора использовали чухту и
платок-покрывало. Чухту представлял собой чепец,
сшитый из однотонной яркой материи в сборочку, на
лбу, с кожаной планочкой на темени для украшений - крученых височных
несомкнутых колец. Удлиненная часть сзади не зашивалась, а просто свисала как фата.
Молодые женщины носили чухту-накосник с чепцом из
материала темных цветов, по низу отделанный широкой
красной полосой. Поверх чухту набрасывалось
квадратное покрывало (4 х 4) из сукна (позже - из
бязи). Женская обувь отличалась от мужской
только декором и длиной голенищ. В конце XIX в. получили
распространение сафьяновые сапожки с невысоким трапециевидным каблуком. Низ
голенища отделывался цветной шелковой строчкой. Носок и задник украшали
серебряными монетами. Для шитья одежды до XIX в. использовали в основном
местные материалы (сукно, овчины, войлок), с XIX столетия -
привозимые сюда из России дешевые фабричные ткани.
Украшением для женщин служили серебряные монеты; ими
обшивали ворот, подол и рукава платья. Из монет собирали и нагрудник титино, который иногда доходил до пояса.
Носили также различные пластинчатые ожерелья, браслеты, серьги, кольца, имели
распространение деревянные, коралловые и янтарные бусы.
За последние десятилетия в материальной культуре хваршин произошли коренные преобразования.
Особенно сильно подвержена инновациям одежда.
Традиционную одежду в полном комплекте уже никто не носит. В старших
половозрастных группах сохраняются отдельные ее элементы (головные уборы,
овчинные шубы, изредка - вязаная обувь, красный кушак). Общий процесс
урбанизации и интернационализации культуры более всего коснулся представителей
молодого поколения в горах и основной массы населения в переселенческих
населенных пунктах, где одежда уже не имеет этнических признаков.