Костюмы для осетинского танца приглашения «Хонга кафт»
Описание танца
«Хонга кафт» или танец приглашения
— один из самых распространенных танцев Северной Осетии, бытующий в народе
сотни лет.
В
старину танец приглашения исполнялся только одной парой (девушкой и юношей),
позднее двумя парами. В таком виде «Хонга кафт» бытует в народе и в наши дни.
Ансамбль
песни и пляски Северной Осетии несколько изменил хореографический рисунок
танца, сделав его массовым танцем, который исполняется четырьмя, шестью,
восемью и более парами.
Если
в старину вся композиция танца сводилась только к одной фигуре, изображающей
восьмерку, то теперь она намного
усложнилась.
Девушки
исполняют танец очень мягко и плавно. Чтобы добиться плавности движения, в
прежние времена девушки занимались специальными упражнениями. Они туго
перевязывали ноги выше колен полотенцем и, приподнявшись на высокие полупальцы, двигались по комнате танцевальным шагом, следя
за тем, чтобы верхняя часть корпуса оставалась неподвижной.
Юноши
исполняют танец «Хонга кафт»
также плавно, но четко и мужественно.
В
данной композиции танца участвует восемь пар.
Женский костюм
Нижнее
платье из ситца, бязи или другого простого материала, отрезное по талии, без
рукавов. Лиф плотно облегает фигуру и застегивается на спине. Юбка длинная, до
пола, с боков и на спине слегка присборена. Переднее
полотнище юбки шьется из
тяжелого шелка светлого тона. Из
этого же материала шьется передняя часть лифа и воротник-стойка. На переднюю
часть лифа нашивают осетинские нагрудные украшения (риуæгьнæ-джытæ).
Спереди
к юбке прикрепляется двойной фартучек с закругленными концами, длиною выше
колен. Края фартучка вышиты или разрисованы национальным орнаментом.
Верхнее
платье отрезное по талии, со сквозным разрезом спереди. Лиф, с треугольным
вырезом на груди, плотно облегает фигуру и застегивается спереди на 1—2 крючка.
На краях выреза вышит или нарисован мелкий осетинский орнамент.
Юбка
длинная, до пола, шьется из 6 расклешенных клиньев. На краях передних полочек и
подоле платья золотыми или серебряными нитями вышит крупный осетинский орнамент.
К
верхнему платью пришивают двойные рукава. Один рукав узкий, длиной до запястья,
застегивается он на 2—3 крючка; другой — широкий, расклешенный книзу, длиною
ниже колен, со сквозным разрезом с внутренней стороны. Второй (развевающийся)
рукав вшивается поверх первого. Во время танца исполнительницы придерживают
край верхнего рукава двумя
пальцами.
На
талии пояс из золотистого позумента (шириной 2—3 сантиметра), который
застегивается спереди на ажурную металлическую пряжку ювелирной работы.
На
ногах сафьяновые мягкие осетинские чувяки.
Волосы
гладко причесаны на прямой пробор и заплетены в две косы, которые забрасываются
за спину.
На
голову накинут большой белый шелковый платок с длинной бахромой, сложенный
треугольником вдвое. Правый конец платка перебрасывается через левое плечо.
Мужской костюм
Светлый
бешмет (белый, кремовый) длиною до колен, со сквозным разрезом спереди и
воротником-стойкой. Верхняя часть плотно облегает фигуру; спереди, до талии,
бешмет застегивается на мелкие пуговицы. Нижняя часть его состоит из нескольких
расклешенных клиньев, причем передние полочки цельнокроеные, а боковые и задние
клинья отрезные. Рукава длинные, на высоком манжете,
застегиваются у запястья на несколько мелких пуговиц в тон бешмета.
Черные
брюки из легкой шерсти или тяжелого шелка. По талии продета резинка.
На
ногах черные кожаные ноговицы. У колен они опоясываются тонкими ремешками с
костяным или серебряным набором.
Поверх
бешмета надевается черкеска из тонкой темной шерсти (черной, темно-синей,
бордо, темно-серой) с треугольным вырезом на груди и сквозным разрезом спереди.
Длина черкески чуть ниже колен (на 2—3 сантиметра). Верхняя часть плотно
облегает фигуру. Рукава широкие и длинные (на 10— 15 сантиметров ниже пальцев).
Во время исполнения танца рукава черкески опущены. По обеим сторонам груди
нашиты газыри с белыми костяными или серебряными головками.