Танец
с кинжалами бытовал в народе до 80-х годов XIX
столетия. Позднее этот сложный танец, требующий виртуозного искусства
фехтования несколькими кинжалами и мастерского исполнения движений на носках,
перешел на сцену и сейчас существует только в виде сценического зрелищного
искусства. Исполняют этот танец профессионалы и отдельные виртуозы-любители.
По
рассказам очевидцев, в старину танец исполнялся одновременно только двумя
юношами. В каждой руке танцующие держали по одному
кинжалу. Начинали танец в медленном темпе. На протяжении танца темп менялся
несколько раз: доходил до более быстрого и снова
замедлялся. Все движения танца исполнялись на носках. Опускаться на всю ступню
не полагалось.
Когда
танцоры входили в азарт, кинжалы в их руках сверкали, как молнии. После ряда
сложнейших фехтовальных движений танцующие замедляли темп и закладывали кинжалы
за ворот бешмета сзади; в это время зрители со стороны подавали каждому еще по два
кинжала. После исполнения ряда новых сложных фехтовальных движений, танцоры
закладывали кинжалы за ворот бешмета спереди. Им подавали еще по два кинжала.
Так, постепенно, у каждого набиралось до 12—14 кинжалов, танцоры закладывали их
в рот, придерживая зубами, под шапку и т. п. В руках танцующих все время
оставалось по 2 кинжала.
Танцуя,
исполнители постепенно сбрасывали кинжалы, вонзая их в землю в шахматном
порядке.
Затем,
продолжая танцевать, юноши начинали лавировать между кинжалами, при этом они не
должны были касаться воткнутых в землю кинжалов.
Когда
под общий гул одобрения 1-я пара заканчивала танец, на смену ей на площадку
выходила следующая пара танцоров.
Бешмет
из шелка светлого тона, плотно облегающий верхнюю часть корпуса, расклешенный
книзу, со сквозным разрезом спереди, застегивающимся до талии на мелкие
пуговицы. Рукава у запястья также застегиваются на несколько мелких пуговиц.
Брюки
из легкой шерсти или сатина черного цвета, которые заправляются в мягкие,
платно облегающие ноги сафьяновые сапоги — ичиги из черной или цветной кожи. У
колен они опоясываются тонкими кожаными ремешками, отделанными металлическими
украшениями.
Поверх
бешмета надевается черкеска из легкой
шерсти черного, темно-вишневого или синего цвета. Талию опоясывает тонкий
кожаный кавказский пояс с серебряными или костяными украшениями. Спереди к
поясу прикрепляется кинжал.
По
обеим сторонам груди нашиваются газыри, подобранные в тон кинжала.
Полы
черкески закладываются сзади за пояс для того, чтобы они не мешали во время
исполнения танца.
Сверх
черкески набрасывается бурка черного или белого цвета. Длина бурки достигает пола.
На
голову надевается папаха из черного или серого каракуля.
За
первой правой и первой левой кулисами должны быть приготовлены по 10 кинжалов,
которые подаются исполнителям на протяжении всего танца.
Материал из книги: Л. Грикурова. Осетинские танцы. Северо-Осетинское книжное издательство, Орджоникидзе, 1961