«Плавный
парный танец» занимает большое место в осетинской хореографии. Далеко не каждый
танцовщик в состоянии исполнить его, так как для этого надо обладать
исключительным мастерством и грацией.
Само
название
«плавный» говорит о том, что танец исполняется величаво и плавно.
Юноша,
исполняющий большую часть танца на носках, должен избегать резких поворотов и
следить за тем, чтобы его движения не были скачкообразными.
Юноша
танцует от девушки на почтительном расстоянии и не сводит с нее взгляда.
Резкое движение, допущенное юношей в танце, принимается как
знак неуважения к девушке. Но из этого не следует, что его движения должны быть
вялыми. Он должен танцевать очень четко и выразительно.
Девушка
танцует плавно, женственно и грациозно. Она двигается по противоположной
стороне круга, повернувшись лицом к юноше, с гордой осанкой и опущенными
глазами.
Движения
танцующих сдержанны и строги. Корпус подтянут, голова
гордо поднята.
Темп
танца вначале умеренный, но к концу постепенно ускоряется.
Женский костюм
Нижнее
платье из светлой бязи, мадаполама, миткаля или другого простого материала.
Платье отрезное по талии, без рукавов, застегивается на спине. Лиф плотно
облегает фигуру.
Длинная
(до пола) прямая юбка, с боков и сзади присборенная в
талии. Переднее полотнище юбки из светлого тяжелого шелка, в виде вставки;
такой же шелк нашивается на лиф спереди, от ворота до талии, воротник — стойка
высотой 2—3 сантиметра, из того же шелка. На вставку нашиты металлические
позолоченные нагрудные украшения чеканной работы.
Спереди
к юбке прикрепляется двойной фартучек длиною выше колен с закругленными
концами. На краях фартука вышит национальный орнамент.
Верхнее
платье шьется из бархата или тяжелого шелка светло-синего, бордо или
темно-зеленого цвета. Платье отрезное по талии, со сквозным разрезом спереди и
треугольным вырезом на груди. Спереди платье застегивается на 2—3 небольших крючка. Юбка длиной до пола, состоит из 6 слегка
расклешенных клиньев.
Края
выреза на груди, полы юбки вдоль разреза и подол богато вышиты золотыми или
серебряными нитками крупным национальным орнаментом.
Длинные
узкие рукава, вышитые мелким орнаментом, застегиваются у запястья на 3—4 мелкие
пуговицы. На кисти рук одевают нарукавники в виде узкого мешка длиною примерно
50—60 сантиметров. В прошлом считалось неприличным, чтобы у женщины, тем более
у девушки, были оголенные ладони.
Нарукавник
(уæлармдыс) в верхней части сужен, а книзу
расширяется; в конце он закруглен. У кисти в нарукавник продета резинка.
Наружная поверхность его шьется из того же материала, что и платье, и вышивается
орнамент золотыми и серебряными нитками.
Внутренняя
часть нарукавника шьется из легкого материала в тон наружной части.
Талию
опоясывает позолоченный или посеребренный пояс шириной 3—4 сантиметра с
национальной пряжкой спереди.
На
ногах мягкие сафьяновые чувяки.
Костюм
завершает головной убор высотой 18—20 сантиметров типа кокошника с открытым
донышком. Передняя часть кокошника выше, чем задняя. Спереди кокошник украшен
национальной вышивкой из золотых или серебряных ниток; на кокошник накидывают и
прикрепляют большое легкое покрывало, ниспадающее по спине ниже талии. Головной
убор одевают, надвигая на лоб. Волосы заплетены в две косы.
Мужской костюм
Белый
или черный бешмет длиною до колен из сатина или саржи. Спереди от воротника
сквозной разрез. Верхняя часть бешмета плотно облегает фигуру. Передние полочки
от талии цельнокроеные и слегка расклешены. Боковые полочки и спинка отрезные по талии и также слегка расклешены. Воротник
— стойка высотою 3—4 сантиметра. Рукав длинный, заканчивается высоким манжетом, который у
запястья застегивается на 5—6 мелких пуговиц. Манжеты и воротник застрочены.
Бешмет застегивается сверху до талии на мелкие пуговицы в тон бешмета.
Черные
штаны из тонкой шерсти, сатина или атласа с продернутой по талии резинкой.
Поверх
бешмета надевается черкеска из легкой
шерсти черного, серого или темно-бордового цвета длиною на 2—3 сантиметра ниже
колен. (Шерсть можно заменить байкой или фланелью).
Черкеска
состоит из пяти слегка расклешенных клиньев, со сквозным разрезом спереди. Верхняя
часть черкески, с треугольным вырезом на груди, плотно облегает фигуру и
застегивается на 5—6 мелких пуговиц, сделанных из тесьмы цвета черкески.
Передние полочки черкески цельнокроеные, а остальные отрезные по талии. По
обеим сторонам груди наискось расположено по 8 газырей с белыми, черными или
серебряными головками. Рукава широкие, длинные (на 10—15 сантиметров ниже
пальцев рук). Талию опоясывает узкий кожаный пояс с серебряным или костяным
набором. Спереди к поясу прикреплен кинжал в ножнах с костяной рукояткой. На
голове каракулевая папаха черного или серого цвета, верх из темной шерсти.
Папаху одевают, надвигая на лоб.
На
ногах ноговицы из черной кожи.
Во
время танца рукава черкески спущены.
Материал из книги: Л. Грикурова. Осетинские танцы. Северо-Осетинское книжное издательство, Орджоникидзе, 1961