«Симд» в Осетии является одним из излюбленных народных
танцев, особенно среди молодежи. Как и в других осетинских народных танцах, юноши темпераментно и легко выполняют технически сложные
движения. Они держатся с достоинством, подчеркнуто вежливо их отношение к
девушке. Во время танца юноша старается не допустить ошибки, которая может
сделать его объектом насмешек как со стороны молодежи,
так и со стороны стариков, внимательно следящих за танцующими.
«Симд» интересен и по своему
рисунку и по композиционному построению.
Начинается
он в умеренном темпе, но постепенно темп танца ускоряется. Исполняется он
плавно, на высоких полупальцах,
корпус все время подтянут.
Число
исполнителей должно быть четным.
Данная сценическая обработка сделана педагогом-хореографом А. Ц. Доевым. В постановке участвует 8 пар.
Женский костюм
Нижнее
платье из ситца, бязи или другого простого материала, отрезное по талии, без
рукавов. Лиф плотно облегает фигуру. Передняя часть лифа
шьется из шелка светлого тона, на которую поперек нашиваются позолоченные
металлические нагрудные украшения. Застежка на спине.
Юбка
прямая, длинная, закрывает ступни, с боков и сзади юбка присборена. Передняя
пола юбки, сшитая из плотного
шелка того же цвета, что и передняя часть лифа, обильно украшена вышивкой в
национальном стиле. Спереди к юбке прикреплен двойной фартучек из темного шелка
с закругленными концами, также вышитый.
Верхнее
платье шьется из легкого светлого шелка (можно в тон передней части лифа),
отрезное по талии, со сквозным разрезом спереди и с треугольным вырезом на
груди. Лиф плотно облегает фигуру и застегивается у талии спереди на 3—4
крючка. Юбка состоит из 6 расклешенных клиньев и покрывает нижнюю юбку.
Талия
перехвачена поясом шириной 3—4 сантиметра, состоящим из золотистого позумента
или из металлических позолоченных пластинок с осетинской пряжкой спереди. Края
разреза и весь низ платья украшены национальной вышивкой или разрисованы
орнаментом.
Платье
имеет двойной рукав. Нижний рукав длинный, узкий, застегивается у запястья на
3—4 мелкие пуговицы. Сверху пришивается второй широкий откидной рукав, длиною
ниже колен, со сквозным разрезом с внутренней стороны. Рукав внизу закруглен.
Откидные рукава шьются из того же материала, что и верхнее платье. На ногах
мягкие осетинские чувяки из цветной кожи.
Голову
украшает белый шелковый платок (кружевной вязки) с закругленными концами.
Волосы заплетены в две косы.
Мужской костюм
Белый
бешмет из шелкового полотна или штапеля. Длина бешмета на 5—8 сантиметров выше
колен. Бешмет по талии отрезной, полочки слегка расклешены; спереди сквозной
разрез, воротник стоячий (высота 3—4 сантиметра). Верхняя часть бешмета плотно
облегает фигуру и застегивается до талии на мелкие пуговицы. Рукава длинные,
застегивающиеся у запястья на 3—4 мелкие пуговицы.
Брюки
из легкой шерсти или сатина заправлены в мягкие ноговицы. У колен ноговицы
опоясаны тонкими кожаными ремешками, отделанными костяным или серебряным
набором.
Черкескаиз серой, черной или же цветной (неяркого тона) легкой шерсти, длиною чуть ниже
колен. Рукава широкие и длинные (на 10— 15 сантиметров ниже пальцев руки). Во
время танца рукава засучивают до локтя.
По
обеим сторонам груди, слегка наискось (от груди к подмышкам), нашиты газыри с
костяными или серебряными головками. По 8 газырей с каждой стороны.