Костюмы для осетинского массового танца «Симд нартов»
«Симд нартов» — старинный
осетинский двухъярусный танец. Танцевали его обычно под новый год вокруг
зажженных костров мужчины 35—45 лет, отличавшиеся силой и ловкостью.
Одна
группа мужчин становилась в круг плотно друг к другу. Каждый из них держал за
пояс рядом стоящего партнера.
Вторая
группа мужчин взбиралась им на плечи. Они также держали друг друга за пояса,
образуя наверху такой же круг. Запевая песню, живая двухъярусная башня начинала
медленно двигаться вокруг костров то в правую, то в левую сторону.
«Симд нартов» исполнялся медленно,
часто сопровождался пением и отличался торжественностью и строгой величавостью
движений. Этим танцем завершались все большие праздники и народные гулянья. В
танце принимало участие население не только
одного села, но и всей окрути.
Количество танцующих достигало 200 и более человек.
Помимо
«Симда нартов»,
существовали в прошлом и другие виды симдов: «Тымбыл симд» («Круговой симд»), «Нагуай симд» («Симд на одной ноге») и
др.
С
течением времени «Симд нартов»
несколько видоизменился. Наряду с взрослыми мужчинами в нем стали принимать
участие и юноши. А в некоторых более поздних вариантах его участвовали уже и
женщины.
Сначала
женщины легко скользили вокруг «башни» с раскинутыми в стороны руками,
напоминая белых летящих птиц. Затем верхний ряд мужчин соскальзывал вниз,
образуя с танцорами нижнего ряда один круг. После этого мужчины присоединялись
к женскому кругу, становясь вперемежку между женщинами, и вместе продолжали
танец.
В
основу данной постановки автором
взята композиция «Симда нартов», с которой начинается постановка. В дальнейшем
развитии рисунка танца использованы также и другие виды симдов.
В
постановке участвуют 12 мужчин и 12 женщин. Темп торжественно-медленный.
Женский костюм
Нижнее
платье из бязи, ситца или другого простого материала, отрезное по талии, с
застежкой на спине. Лиф плотно облегает фигуру. Юбка прямая, длинная (до пола),
сзади по талии присборена. Переднее полотнище юбки и
длинные узкие рукава шьются из шелка светлого тона. На рукавах, у запястья,
застегивающихся на одну пуговицу, вышит национальный орнамент.
Верхнее
платье шьется из легкого шелка более яркого тона, чем нижняя юбка. Длина платья
достигает пола. Лиф плотно облегает фигуру и наглухо застегивается от воротника
до талии, воротник-стойка высотою 3—4 сантиметра. Спереди лиф обильно украшен
национальным орнаментом и застегивается воздушными петлями на два ряда мелких
пуговиц. Пуговицы позолоченные или посеребренные, а
петли делаются из золотистого или серебристого сутажа. Юбка шьется из 6 слегка
расклешенных клиньев. На юбке по бокам и по краю подола накладывается широкая
кайма национальной вышивки. Талию опоясывает широкий золоченый пояс с
национальной пряжкой спереди. К платью пришивают широкие, сильно расклешенные
книзу рукава на цветной подкладке. Верхняя часть рукава заканчивается у
запястья, а нижняя
продолжается до подола платья. Края рукавов также вышиты орнаментом. На
голову надевают высокую круглую шапочку из твердого материала. Шапочка обтянута
бархатом темного цвета и отделана вышивкой национального орнамента. Высота
шапочки от 15 до 18 сантиметров. Поверх головного убора набрасывается легкий
шелковый платок, который закидывается за спину и спускается ниже спины.
Головной убор надевается на лоб. Волосы заплетены в две косы. На ногах мягкие
сафьяновые чувяки. Вышивка может быть заменена трафаретной разрисовкой.
Мужской костюм
Бешмет
темного цвета, длиною выше колен со сквозным разрезом спереди, застегивается на
мелкие пуговицы. Воротник-стойка высотой 3—4 сантиметра, рукав длинный,
свободный, суживающийся к кисти; у запястья он застегивается на 3—4 мелкие
пуговицы. Верхняя часть бешмета плотно облегает фигуру. Полочки его
цельнокроеные и от талии слегка расклешены. Сзади по талии бешмет отрезной и
состоит из 3 расклешенных полотнищ. Шьется бешмет из сатина или легкой шерсти.
Брюки
из того же материала, что и бешмет, на резинке; они заправляются в мягкие
осетинские сапоги без каблуков из темной кожи. Спереди, от носков до колен,
сапоги разрисованы национальным орнаментом. От колен и выше надеваются кожаные
краги, которые также разрисованы орнаментом.
Поверх
бешмета надевается кольчуга длиною до колен, сплетенная из шпагата и покрытая
алюминием. Разрез у кольчуги спереди, у шеи круглый вырез, прилегающий к вороту
бешмета. Рукав длинный, закрывает до половины тыльную сторону кисти.
От
запястья до локтя надеваются налокотники, скрепленные ремнями у запястья и у
локтя. Грудь (от ворота до талии) и
подол кольчуги, а также
налокотники отделаны осетинским орнаментом чеканной работы.
Талию
опоясывает широкий кожаный пояс, к которому прикреплены металлические
позолоченные или посеребренные бляхи чеканной работы.
На
голове капор из того же материала, что и кольчуга. Поверх капора надевается
легкий металлический шлем конусообразной формы, к нему прикрепляется пучок из
тонкой веревки или толстого шпагата, веерообразно ниспадающий по спине. Пучок
веревки выкрашен в тон шлема.
На
пояс спереди прикреплен короткий широкий меч в ножнах.
Материал из книги: Л. Грикурова. Осетинские танцы. Северо-Осетинское книжное издательство, Орджоникидзе, 1961