Костюмы для осетинского танца «Соревнование на носках»
«Соревнование
на носках» — старинный народный танец, который бытовал в Осетии до начала XX века.
Этот
своеобразный танец сочетает в себе пластичность, ритмическую четкость и
виртуозность сложнейших движений на носках.
Танец
«Соревнование на носках» исполнялся признанными танцорами — юношами и
девушками, которые в дни народных праздников и на различных семейных торжествах
соревновались в лучшем исполнении танца на носках.
По традиции до «Соревнования на носках» танцевали «Зилга
кафт». Юноши и девушки становились большим полукругом, вперед выходил юноша,
останавливался перед одной из девушек и начинал танцевать. Проделав несколько
сложных движений, он приглашал девушку на соревнование.
Грациозно
приподняв подол платья, девушка выходила в круг. Она повторяла все движения,
которыми юноша сопровождал свой вызов, и в свою очередь вызывала следующего
танцора. Девушки и юноши танцевали по очереди и вместе.
Двигаясь по кругу или в линию, они исполняли разнообразные движения на носках, стараясь превзойти друг друга в мастерстве.
В
данной сценической постановке использованы рассказы стариков, в свое время
исполнявших этот танец, очевидцев, а также некоторые литературные материалы.
В
постановке участвует две пары. Танец может исполняться и большим количеством пар,
а также одной парой.
Женский костюм
Светлая,
облегающая фигуру безрукавка из плотного шелка, с воротником-стойкой высотой
3—4 сантиметра. Застегивается безрукавка сзади на мелкие пуговицы. Впереди на
нее нашиты позолоченные или посеребренные национальные нагрудные крючки
чеканной работы.
Вместо
нижней юбки одевают шелковые неширокие шаровары на резинке. Поверх безрукавки и
шаровар одевают платье, отрезное по талии, с длинными
узкими рукавами, которые застегиваются у запястья на 3—4 мелкие пуговицы
(платье без сквозного разреза). Лиф с треугольным вырезом на груди плотно
облегает фигуру. Юбка пришита к лифу и состоит из 6 клиньев. Длина юбки
достигает лодыжек. По краям выреза лифа и по передней поле юбки серебряными или
золотыми нитками вышит широкий национальный орнамент (вышивка может быть
заменена трафаретной разрисовкой).
Пояс состоит из позолоченных или посеребренных металлических блях.
На ногах мягкие сафьяновые чувяки.
Костюм
завершает высокий головной убор (18—20 сантиметров), обильно украшенный
вышивкой, который покрывается большим шелковым платком, сложенным
треугольником. Два конца платка, перекрещиваясь на груди, завязываются сзади на
спине.
Головной убор надевается низко на лоб.
Мужской костюм
Белый
или черный бешмет длиною до колен из сатина, ткани, саржи или легкой шерсти.
Спереди от воротника сквозной разрез. Верхняя часть бешмета плотно облегает
фигуру. Передние полочки цельнокроеные,
от талии слегка расклешены.
Боковые полочки и спинка отрезные но талии, слегка
расклешены. Воротник-стойка высотой 3—4 сантиметра.
Рукав
длинный, заканчивается у кисти высоким манжетом, который застегивается у запястья на 5—6 мелких
пуговиц. Манжеты и воротник застрочены. Бешмет застегивается до талии на мелкие
пуговицы в тон бешмета.
Черные
штаны из легкой шерсти или сатина. В талии продернута резинка.
Поверх
бешмета надевается черкеска из легкой
шерсти черного,
темно-бордового, темно-лилового,
серого или синего
цвета. Шерстяной материал может
быть заменен байкой или фланелью. Длина черкески на 2—3 сантиметра ниже колен.
Верхняя часть черкески с треугольным
вырезом на груди
плотно облегает фигуру и состоит из 5 клиньев; спереди
сквозной разрез. По обеим
сторонам груди наискось нашиты газыри с
белыми, черными или серебряными головками,
по 8 газырей с каждой стороны.
Рукава
широкие и длинные, на 10—15
сантиметров ниже пальцев.