В
прошлом народам Кавказа и Закавказья часто приходилось отражать набеги
чужеземцев. Они вынуждены бывали отрываться от мирной
трудовой жизни и проводить большую часть времени в боевых походах. Об этом
народ создал много интересных легенд и сказаний, сложил героические песни,
создал воинственные танцы. Эти легенды, песни и танцы передавались из поколения
в поколение; многие из них дошли и до наших времен.
Воинственный
танец нартов отображает героизм и отвагу, силу и
ловкость, смелость и мужество, а также умение воина в совершенстве владеть
любым видом оружия.
Танец
исполняется только мужчинами. Начинается он медленно, тяжело. Неутомимость и
бесстрашие написаны на суровых лицах исполнителей. От
каждого шага богатыря кажется, что земля
содрогается. Постепенно темп
танца убыстряется. Заключительная часть его изображает сцену победы над
врагом.
В
левой руке танцующие держат тяжелый щит, а в правой —
не менее тяжелый меч. Как гласит предание, «в руках богатырей-нартов
они казались игрушечными. От ударов мечей во все стороны рассыпались искры, а
от столкновения щитов раздавались такие оглушительные звуки, что казалось,
будто горы рушились от землетрясения».
Финал
танца идет в быстром темпе. При данной сценической обработке в танце участвует
четверо юношей, но его может исполнять большее количество танцоров. Желательно,
чтобы исполнители были высокого и, по возможности, одинакового роста.
Описание танцевальных костюмов
Белая рубашка,
поверх которой надевается бешмет темного цвета, длиной выше
колен со сквозным разрезом спереди. Бешмет до талии застегивается
на мелкие пуговицы, воротник-стойка высотою 3—4 сантиметра. Рукав длинный,
свободный, суживающийся к кисти; у запястья он застегивается на 3—4 мелкие
пуговицы. Верхняя часть бешмета плотно облегает фигуру. Передние полочки его
цельнокроеные и от талии слегка расклешены. От боков и сзади по талии бешмет
отрезной и состоит из трех слегка расклешенных полотнищ. Шьется он из сатина
или легкой шерсти.
Брюки
из того же материала, что и бешмет, на резинке; они заправляются в мягкие
осетинские сапоги без каблуков из темной кожи. Спереди, от носков до колен,
сапоги разрисованы осетинским национальным орнаментом. От колен и выше идут
кожаные краги, также разрисованные орнаментом.
Поверх
бешмета надевается кольчуга длиною до колен, сплетенная из шпагата и покрытая
алюминием. Спереди разрез, у шеи круглый вырез, прилегающий к вороту бешмета.
Рукав длинный, закрывает до половины тыльную сторону кисти. От запястья до
локтя надеваются налокотники, скрепленные ремнями у запястья и у локтя.
Грудь
(от ворота до талии) и подол кольчуги, а
также налокотники отделаны осетинским
орнаментом чеканной работы.
Талию
опоясывает широкий кожаный пояс, на котором прикреплены металлические
позолоченные или посеребренные бляхи чеканной работы.
На
голове капор, который обрамляет голову и плечи, оставляя лицо открытым. Капор
(как и кольчуга) сплетен из шпагата и покрыт алюминием. Поверх капора на голову
надевается шлем из легкого металла или папье-маше, имитирующего сталь, с
позолоченными накладками или инкрустациями в осетинском стиле. Шлем имеет
конусообразную форму, заканчивающуюся небольшим металлическим шариком или
колечком, сквозь которое продевается пучок тонкого шпагата. Веерообразно
ниспадающие до середины спины концы шпагата завязаны в узелки.
В
правой руке большой меч с тяжелой рукояткой. Меч изготовляется из металла. На
левую руку надевается большой круглый щит конусообразной формы. Щит надевается
на руку при помощи двух ремней. Наружная поверхность щита отделана осетинским
орнаментом чеканной работы.
Материал из книги: Л. Грикурова. Осетинские танцы. Северо-Осетинское книжное издательство, Орджоникидзе, 1961