Хаджи-Мурат был одет в длинную белую черкеску на коричневом, с тонким серебряным
галуном на воротничке, бешмете.
Л.Н.Толстой.
Хаджи-Мурат. X. 1896—1904.
Черкеска — верхняя одежда типа кафтана,
без воротника, затянутая в талии и украшенная газырями или газырницами (нагрудными
карманами с мелкими отделениями для зарядных трубочек для оружия). Название
от русского обозначения народностей Северного Кавказа общим именем — «черкесы»,
вне зависимости от их этнического и культурного происхождения. А. А. Бестужев-Марлинский
писал об этом: «По правому берегу его, между холмами и перелесками, рассеяны
аулы кабардинцев, которых мы смешиваем в одно название черкесов» («Аммалат-Бек»,
1832). Черкеску, как и многие другие элементы национального костюма этих народов
(башлык, бурка, бешмети др.), первыми заимствовали селившиеся на Северном Кавказе русские казаки,
руководствуясь функциональными качествами кроя одежды местных жителей. Черкеска
сзади и спереди не отрезалась по талии, плавное расширение низа черкески достигалось
широкими клиньями с боков. В V-образный вырез на груди был обычно виден бешмет,
а по обеим сторонам размещались газыри. Появление подобных карманов связано
с распространением огнестрельного оружия у кавказских народов. Газыри на казачьих
черкесках изготовлялись из ткани самого кафтана и отделывали позументом и даже
накладными серебряными пластинками. Но этнографические изыскания убедительно
доказывают, что некогда их делали из красной кожи и носили отдельно в виде сумки
на плече или поясе (Студенецкая Е. Н., Одежда народов Северного Кавказа XVIII—XX
вв., М., 1989, с. 27). Газыри — главное отличие черкески от других видов кафтанов.
Черкески горцев шили из сукна различных цветов, в зависимости от достатка владельца.
Черкески кубанских казаков были черно-синими, терских—темно-серыми. С началом
1-й мировой войны 1914—18 появились черкески различных оттенков коричневого
и защитного цветов. Выразительный силуэт черкески, подчеркивающий стройность
всадника, был так привлекателен, что бывавшие на Кавказе русские военные и штатские
любили переодеваться в черкеску.
Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18
— первой половины 20 вв. (Опыт энциклопедии), Москва, Большая
Российская энциклопедия, 1995.