Поверх шинели накинута огромная баранья доха с
широчайшим воротником... Доха длинная, до самых пят, в ней тепло
даже в лютую вьюгу.
Н. А. Островский. Как закалялась сталь. Часть II, глава 4. 1932—34.
Доха — зимняя просторная одежда с широкими рукавами
и большим воротником, сшитая мехом наружу. Название от калмыцкого
daxo — шуба мехом наружу. У славянских
народов одежда мехом наружу имела сакральный смысл и употреблялась
с магическими целями — во время колядования и др. Поэтому доха
вошла в обиход лишь во 2-й половине 19 в. Одолеть санную дорогу
во время сильных морозов, не накинув на шубу доху, путешествуя
из Сибири в Москву или Петербург, было невозможно. В России
в таких случаях пользовались тулупом,
но по мере возрастания роли сибирских капиталов в российской
экономике все чаще появлялись на столичных улицах рослые, крепкие
бородатые мужчины в необычной для средней полосы одежде — дохе.
В 1880—90-е гг. доха вошла в моду не без влияния американских
золотоискателей, которые, так же, как и русские промышленники,
перенимали отдельные бытовые привычки местного населения, руководствуясь
здравым смыслом и опытом аборигенов. Модные щеголеватые дохи
конца 19 в. шили из телячьих или жеребячьих шкур на меховой
или ватной подкладке. Поверх другой верхней одежды доху накидывали
не застегивая. Тогда же появились и дохи из собачьих, волчьих
или бараньих шкур. В Европейской части России доху надевали
только во время поездок, а в Сибири и на Дальнем Востоке они
были обычной зимней одеждой, причем предпочитали дохи волчьи
и сверху и изнутри.
Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18
— первой половины 20 вв. (Опыт энциклопедии), Москва, Большая
Российская энциклопедия, 1995.