«Какой у вас хорошенький халат; чаю, теперь этакие халаты носят в Петербурге».—
«Не знаю, право. Кто как хочет».— «Очень хороший фасон. Я попрошу у вас для
выкройки. По делам службы изволили, вероятно, к нам приехать».
В.А.Соллогуб. Аптекарша.
1841.
Халат — домашняя одежда удобного покроя; основной элемент национального
костюма многих народов Востока. Название заимствовано через другие языки из
арабского hil'at — почетное платье. Халат как чужеземная одежда был известен
на Руси задолго до того, как вошел в русский быт.
Правильнее сказать, что речь идет о проникновении названий,
так как халат восточного покроя был известен в русском быту
как архалук. Халат долгое время
соседствовал с шлафором и выполнял те же функции — с
18 до сер. 19 вв. служил «парадным неглиже», в котором можно
было принимать гостей. Этот обычай проник в Россию вместе с
европейским костюмом. В допетровское время даже домашний костюм
должен был соответствовать освященным обычаем правилам, нарушение
которых могло быть чревато тяжелыми последствиями. Любопытно
свидетельство Антонио Поссевино, посетившего Россию в 16 в.:
«По достоверным сведениям, сын Ивана был убит великим князем
московским в крепости Александровская слобода. Те, кто разузнавал
правду (а при нем в это время находился один из оставленных
мною переводчиков), передают как наиболее достоверную причину
смерти следующее: все знатные и богатые женщины по здешнему
обычаю должны быть одеты в три платья, плотные или легкие в
зависимости от времени года. Если же надевают одно, о них идет
дурная слава. Третья жена сына Ивана как-то лежала на скамье,
одетая в нижнее платье, так как была беременна и не думала,
что к ней кто-нибудь войдет. Неожиданно ее посетил великий князь
московский. Она тотчас поднялась ему навстречу, но его уже невозможно
было успокоить. Князь ударил ее по лицу, а затем так избил своим
посохом, бывшим при нем, что на следующую ночь она выкинула
мальчика. В это время к отцу вбежал сын Иван и стал просить
не избивать супруги, но этим только обратил на себя гнев и удары
отца. Он был очень тяжело ранен в голову, почти в висок, этим
же самым посохом» (Поссевино А., Исторические сочинения о России
XVI в., М., 1983, с. 50). В петровское время дамы и щеголеватые
молодые люди с легкостью переняли обычаи французского двора
устраивать утренние приемы в неглиже. Этот обычай получил столь
широкое распространение, что не только титулованные, но и мелкопоместные
дворяне начали принимать гостей в халате «Атласного платья,
что с малиновыми полосками, не надевайте на меня: мертвой уже
не нужно платье. На что оно ей? А вам оно пригодится: из него
сошьете себе парадный халат на случай, когда приедут гости,
то чтобы можно было вам прилично показаться и принять их» (Н.
В. Гоголь, Старосветские помещики, 1835). Если архалук, шлафор
и капот отличались свободным покроем, то халат в большей
степени зависел от моды. «Халат его, сшитый в виде длинного
сюртука с бархатными отворотами,
свидетельствовал о щеголеватости его привычек...» (В.А.Соллогуб,
Аптекарша, 1841). Со 2-й пол. 19 в. халат уже становится сугубо
домашней интимной одеждой, в которой не принято появляться перед
посторонним. Но термин «халат» начинают употреблять более широко по отношению ко всякой
одежде, приспособленной к условиям работы в той или иной профессии,
например, белый докторский халат и т. д. Халат в значении «восточная
одежда» относится обычно к одежде характерного покроя — без
воротника, с узкими или широкими рукавами, без сквозных застежек,
из полосатых или узорчатых тканей.
Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18
— первой половины 20 вв. (Опыт энциклопедии), Москва, Большая
Российская энциклопедия, 1995.