У шлюпки девушка и паренек, оба в джинсах, в свитерочках, обнимаясь, прижимались
друг к другу так откровенно, что Дробышев отвернулся.
Д. Гранин.
Кто-то должен. 1970.
Джинсы — мужские или женские штаны из плотной хлопчатобумажной ткани,
окрашенной индиго, дающим на хлопке глубокий бархатистый цвет, а также иными
красителями в голубой, черный и др. цвета. Название от английского jeans, восходящего
к англ. написанию итальянского г. Генуя (Genon), первоначального центра производства
этого вида ткани. Второй европейский центр по производству джинсов — г. Ним
во Франции, определивший иногда встречающееся другое название этой ткани — «деним».
То, что распространилось английское, а не французское название, не случайно:
история джинсов началась в англоязычной стране — США в 1853, когда выходец из
Германии Леви Страусе решился предложить ковбоям и золотоискателям штаны принятого
у них кроя (кокетка сзади, позволяющая обходиться без ремня; накладные карманы,
двойная строчка, заклепки), но сшитые не из кожи или привычных им тканей, а
из разновидности парусины или брезента синего цвета (когда-то эту ткань использовали
для парусов, а во времена Страусса — для палаток). Ткань была прочна на разрыв,
и ее можно было стирать, что в полевых условиях было гигиеничнее кожи. Джинсы
так полюбились фермерам, рабочим, сезонникам, что до 1926 они не претерпели
никаких изменений в своем крое. Более удобная и практичная застежка-молния на
ширинке сменила пуговицы, а в 1937 убрали заклепки с задних карманов, чтобы
не царапать дорогие кожаные седла или мебель. В начале 1960-х гг. на джинсы
обратили внимание модельеры, и очень быстро начался джинсовый бум — из этой
ткани стали шить наряду с брюками самую различную одежду для мужчин и женщин
(пальто, куртки, плащи, шляпы, кепи, сумки, обувь). Покрой уже не вторил первоначальному
фасону, просуществовавшему не одно десятилетие, а зависел от моды — резко обуженные
или очень широкие, короткие или длинные, с сильно опущенной или, наоборот, завышенной
линией талии. Появились изделия из джинсовой ткани, покрытые вышивкой или украшенные
напечатанными «заплатками». В 1980-е гг. возникло еще одно нововведение в истории
джинсов — перед продажей их стали стирать в центрифуге с кусочками пемзы, добиваясь
искусственной изношенности. В обиходе такие штаны получили название «стоун вошд»
или «варёнки», окрашенные в голубой, черный, желтый, зеленый и синий цвета.
Идея искусственно «старить» одежду не нова — первыми к этому прибегли англ.
денди еще в начале 19 в., задолго до появления джинсов. «У Дэнди явилась причуда
носить потертое платье. Это было как раз при Брэммеле. Дэнди переступили все
пределы дерзости, им больше ничего не оставалось. Они избрали эту новую дерзость,
которая была проникнута духом Дэндизма: они вздумали, прежде чем надеть фрак,
протирать его на всем протяжении, пока он не станет своего рода кружевом или
облаком, они хотели ходить в облаке, эти боги. Работа была очень тонкая, долгая
и для выполнения ее служил кусок отточенного стекла. Вот пример настоящего Дэндизма.
Одежда тут не причем. Ее даже почти не существовало больше» (Барбе д'Оревильи.
Дэндизм и Джордж Брэммель, М., 1912, с. 29). Приведенное суждение основывается
на мнении Т. Карлейля, высказанном в его работе «Перекроенный портной» («Sartor
Resartus»). После 1984 самой престижной моделью джинсов становится модель 501,
восходящая к джинсам 19 в. (с заклепками, накладными карманами). По мере того
как джинсы входили в моду, появилось много изготовителей. Кроме «Ливай'с» этим
бизнесом занялись «Рэнглер», «Гэсс», «Беннетон», «Кэлвин Кляйн» и другие фирмы.
Знатоки различают фирмы по характеру заклепок, молний, строчкам (обычно все
металлические детали имеют свою маркировку, которую трудно воспроизвести другим
фирмам). В России джинсы зарубежного производства долгое время оставались престижной
одеждой и были доступны преимущественно лишь тем, кто имел возможность их привезти
из других стран. В 1960-е гг. основными обладателями джинсовой одежды была творческая
интеллигенция. Постепенно распространение джинсов стало столь широким, что сам
факт наличия в гардеробе мужчины или женщины одежды из джинсовой ткани уже ничего
не значит, престижным знаком выступает фирма-производитель. Лишь, так сказать,
«подлинные» джинсы престижных фирм выделяют владельца как человека со средствами.
Многочисленные подделки, выдающие себя качеством ткани, красителями, покроем,
в молодежной среде связывают с «чужаками» (родителями, учителями). Во 2-й половине
20 в. именно джинсы являются носителем функции «свой — чужой», впервые проявившейся
в костюме еще в глубокой древности, в фольклорные этапы развития культуры.
Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18
— первой половины 20 вв. (Опыт энциклопедии), Москва, Большая
Российская энциклопедия, 1995.