Достаточно вспомнить, что на лыки для пары лаптей обдирается три молоденьких
липовых деревца и что только в таком раннем возрасте (до 4—6 лет) они способны
удостоиться чести превратиться в обувь. Ее добрый мужик в худую пору изнашивает
в одну неделю в количестве двух пар.
С. В. Максимов. Крылатые
слова (Лапти
плетут).
1891.
Лапти — мужская и женская, обычно крестьянская, обувь, плетенная из
коры или луба. Название восходит к праславянскому lapъtь в значении «нога» (Фасмер
М., Этимологический словарь русского языка, т. 2, М., 1986, с. 459). Первое
письменное упоминание лаптей относится к 10 в.— в Повести временных лет (Срезневский
И. И., Словарь древнерусского языка, т. 2, ч. I, M., 1989, с. 7), но инструменты
для плетения лаптей и других лыковых изделий археологи обнаружили в поселениях
раннего железного века (Рабинович М.Г., Древнерусская одежда IX—XIII вв., в
сб.: Древняя одежда народов Восточной Европы, М., 1986, с. 49). В 18—начале
20 вв. лапти были только крестьянской обувью, но в древности их носили и плели
также в городах. Плетение лаптей считалось мужским занятием. Лапти были столь
характерны для русского крестьянского быта, что подробно описаны во многих работах.
У В.И. Даля читаем: «Лычный лапоть плетется в 5—12 строк, пучков, на колодке,
кочедыком, коточником (железный крючок, свайка), и состоит из плетня (подошвы),
головы, головашек (переду), ушника, обушника (каймы с боков) и запятника; но
плохие лапти, в простоплетку, без обушника, и непрочны; обушник или кайма сходится
концами на запятнике, и связываясь, образует оборник, род петли, в которую продеваются
оборы... Иногда лапоть еще подковыривают, проходят по плетню лыком же или паклею;
а писаные лапти украшаются узорною подковыркою. Лапти обуваются на портяные
и шерстяные подвертки и подвязываются оборами в переплет накрест до колена...»
(Толковый словарь живого великорусского языка, т. 2, М., 1979, с. 237). Лапти
носились недолго — чуть больше недели зимой и всего 3—4 дня летом. Это породило
множество поговорок, одну из которых приводит Даль в уже цитированном издании:
«В дорогу идти, пятеры лапти сплести». Несмотря на недолговечность лаптей, необходимость
заранее заготовить лыко, бересту или мочало (причем к исходному материалу предъявлялись
довольно строгие требования — отсюда и поговорка — «не всякое лыко в строку»),
на трудоемкость работы (в день сплетали не более двух пар лаптей), они были
самой распространенной обувью. «Пока еще дадут мужику возможность обуться в
сапоги и в том ему помогут, лапоть все-таки сохранит
достоинство отличной обуви: дешевой и легкой для ходьбы по лесам и притом зимою
— теплой, а летом — прохладной» (Максимов С. В., Куль хлеба, Л., 1987, с. 602—03).
Трудно представить другой элемент крестьянского костюма, с которым было бы связано
столько иносказаний: тут и «лапоть» — простодушный, бесхитростный или невежественный,
малокультурный человек; тут и «из сапог в лапти переобуться» — обеднеть, потерять
достаток; и «лапотник» — пренебрежительное название крестьянина и др. А ведь
хорошо сплетенные лапти просто красивы, и плели их в косую и прямую клетку,
из материалов разного цвета. На русском Севере предпочитали светлую бересту,
в центральных районах — липовое лыко желтоватого оттенка, а в южных областях
пользовались более темными дубом и вязом. Чтобы продлить срок службы лаптей,
в них вместе с лыком вплетали пеньку, веревку и даже полоски кожи. Примечательно,
что при создании красноармейской формы в качестве обуви были предложены кожаные
лапти, правда, эта идея осталась неосуществленной. Способ плетения лаптей, их
материал и форма столетиями оставались неизменными, также сохранялся обычай
плести их на одну ногу (т. е. без различия правого и левого лаптя). В 20 в.
плетение лаптей перестало быть массовым ремеслом и их можно встретить лишь в
качестве декоративного изделия — крошечные лапти-брелоки, лапти-шкатулки и др.
Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18
— первой половины 20 вв. (Опыт энциклопедии), Москва, Большая
Российская энциклопедия, 1995.