У рубашки были ластовицы, очевидно, выкроенные из набивного ситца, купленного
год тому назад Глебом на фартук жене.
Д. В. Григорович. Рыбаки.
Часть I, глава 7. 1853.
Ластовица — четырехугольная вставка под мышкой рубахи, сшитой по принципу
кроя русской народной одежды. Название, как предполагается, связано со словом
«ласт» в значении «планка, рейка», мн. ч. «ластья» — также «лоскуты», «черепки»,
«обломки». У М.Фасмера слово «ластовица» отсутствует (Этимологический словарь
русского языка, М., 1986). В. И. Даль помещает его в статье «ластица» в первом
значении — «ласточка» (Толковый словарь живого великорусского языка, т. 2, М.,
1979, с. 239). Происхождение названия «ластовица», скорее всего, связано с прямоугольной
формой и небольшим размером этой детали, напоминающей планку. Ластовицы играли
важную функциональную роль, так как позволяли добиться большей свободы движения,
чем это было возможно в одежде с обычной проймой для рукава. Одновременно ластовицы
служили декоративным элементом, поскольку всегда делались из ткани контрастного
цвета и представляли собой цветную вставку. Простейший крой традиционного костюма,
основанный на четких геометрических формах, имеет древнее происхождение: вставки,
вроде ластовиц, делают одежду практически безразмерной, идеально приспособленной
для передачи из поколения в поколение. Это было особенно важно для ее праздничной
и обрядовой форм, которые украшались нарядно, с большей затратой ручного труда
и ценных материалов. Использование ластовицы соответствует общему принципу построения
формы в старинной одежде, где предельно простое конструктивное решение эстетизировалось
именно при помощи включения функциональных вставок, обладающих яркой декоративной
выразительностью (помимо ластовиц такую роль выполняли полики, вшивавшиеся на
плечах). Цветовое решение ластовиц и других подобных деталей определялось предпочтением
к тому или иному цвету в различных областях России. Существовали и некоторые
общие принципы: на пестрых ситцевых рубахах ластовицы обычно были одноцветными,
на однотонных могли быть из узорчатой материи. Праздничные рубахи, обычно белого
цвета, отделывались ластовицами любого цвета, но основным являлся красный. «Другой,
рыжебородый, здоровый однодворец в белой линялой рубахе с красными ластовицами,
вырвал с выражением какой-то угрюмой злобы вожжи из рук старосты Ивлия и ругался»
(А. И.Эртель, Гарденины, их дворня, приверженцы и враги, 1889). В модной одежде
ластовицы и полики впервые появились в моделях Н.П. Ламановой, представившей
в 1925 на Международной выставке декоративных искусств и художественной промышленности
в Париже свою коллекцию одежды, основанную на народных мотивах. Однако в отечественном
моделировании обращение к народному русскому костюму не получило тогда сколько-нибудь
значительного развития. Вновь традиционный костюм стал источником вдохновения
для художников 1960—70-х гг. на волне всеобщего увлечения фольклорным стилем,
некоторые его элементы сохраняются в мировой моде и ныне.
Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18
— первой половины 20 вв. (Опыт энциклопедии), Москва, Большая
Российская энциклопедия, 1995.