В кухне и гостиной поместились изделия хозяина: гробы всех цветов и всякого
размера, также шкапы с траурными шляпами, мантиями и факелами.
А. С. Пушкин. Гробовщик.
1830.
Мантия — ниспадающая до земли, широкая безрукавная накидка. Название,
восходящее к латинскому mantum — плащ, заимствовано через греческий язык в средние
века. Мантия служила церемониальной одеждой. В 18— 19 вв. была символом царской
власти; на портретах, изображающих русских монархов с такими атрибутами, как
держава и скипетр, всегда можно увидеть мантию, подбитую мехом горностая. Мантия
такого рода, как правило, были бархатными, различных оттенков красного цвета
(обычай, восходящий к Древнему Риму, когда на тоге сенаторов — praetexta — была
вытканная спереди алая или пурпурная полоса; см. Кнабе Г. С., Древний Рим —
история и повседневность, М., 1986, с. 87). Мантией называют также просторную
длинную одежду с широкими рукавами, которую в Западной Европе носят судебные
чиновники и ученые, удостоенные звания профессора. В России такой обычай не
получил распространения, лишь в 1990-е гг. с созданием Конституционного суда
появились судейские мантии. Для погребального обряда мантии всегда были черного
или белого цвета, иногда с позументом, они носились факельщиками, сопровождавшими
катафалк. Орденские мантии, предписываемые кавалерам орденов, во время церемонии
были орденских цветов, например, голубая у кавалеров ордена Андрея Первозванного.
Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18
— первой половины 20 вв. (Опыт энциклопедии), Москва, Большая
Российская энциклопедия, 1995.