Орешников, не отвечая, снял кожаный фартук, повесил его на гвоздь, надел
барашковую шапку и длинный двубортный пиджак.
А.Н.Толстой. Хождение по мукам. Книга первая, 10. 1922—43.
Пиджак — верхняя часть мужского или женского костюма в виде куртки с
лацканами, обязательно застегивающейся на пуговицы. Название от английского
pea-jacket — куртка, восходящего к голландскому pij — разновидность грубой ткани,
и jekker — куртка. Появился в мужском гардеробе в середине 19 в. В 1820—50-е
гг. в условиях николаевской России распространение пиджаков было затруднено,
так как малейшее отступление от регламентированного типа одежды вызывало подозрение
властей в свободомыслии. «Государю эту статью представили как манифест партии
„пиджаков общинного начала", и его засадили прямо в сибирочку», — сообщает
мемуаристка об аресте И.С. Тургенева в связи с публикацией в 1852 его статьи,
посвященной памяти Н. В. Гоголя (Смирнова-Россет А. О., Дневник. Воспоминания,
М., 1989, с. 69). В годы правления Александра II (1855—81) пиджак был уже широко
распространен и стал повседневной одеждой не только мастеровых, но и чиновников,
и разночинной интеллигенции, и даже дворян. Определенные ограничения на использование
пиджака, а позже пиджачной пары (пиджак и брюки) сохранялись
долго. Так, пиджак нельзя было надевать для визитов: «На лице адвоката промелькнуло
неудовольствие: гость был серовато-почетный, член редакции журнала „Русский
ум", но явился он на вечер в пиджаке и мягком воротничке. „Нет, все-таки
мало у нас европейцев",— подумал Кремнецкий» (Алданов М. А., Ключ, гл.
II, 1930, цит. по публикации «Дружба народов», 1989, № 3, с. 52). Нельзя было
носить с пиджаком крахмальные рубашки, а значит, и белый галстук. В 20 в. пиджачная
пара вытеснила большую часть мужских одежд предшествующего столетия. Если в
1-й половине 19 в. стремились носить пиджак и брюки одного цвета, то во 2-й
— вновь вернулись к обычаям середины 19 в. носить пиджак и брюки разного цвета,
но, как и тогда, этот наряд считался неподходящим для торжественных случаев.
В начале 1920-х гг. актер А. И.Сумбатов-Южин ввел в Москве моду на пиджак с
накладными плечами: «Приходя на такой вечер, я постоянно находила среди присутствующих
хорошо знакомый силуэт, его элегантную с высокими плечами фигуру (говорили,
что москвичи, следящие за модой, заказывали портным плечи a la Южин ...» (Луначарская-Розенель
Н., Память сердца, М., 1965, с. 76), хотя сам Южин был не автором, а лишь распространителем
этой моды. В последующие десятилетия 20 в. пиджак, следуя моде (узкие или широкие
лацканы, однобортная или двубортная застежка, прорезные или накладные карманы),
не выходит из мужского и женского гардероба, оставаясь его важной частью. Значительные
изменения его покрой претерпевает с 1970-х гг.; летние пиджаки шьют без лацканов;
с короткими рукавами из пестрых набивных тканей. Неизменным признаком пиджака
остается только сквозная застежка.
Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18
— первой половины 20 вв. (Опыт энциклопедии), Москва, Большая
Российская энциклопедия, 1995.