Позвольте, почему вы в поддевке, ежели вы не писатель? Ах, вы швейцар!
В. М.Дорошевич. Татьянин
день. 1903.
Поддёвка — короткий кафтан,
отрезной и присборенный по талии, с застежкой на крючках,
иногда без рукавов, одевавшийся под верхний кафтан. Название,
скорее всего, производное от слова «поддевать» и связано с тем,
что поддевка обычно служила одеждой для более теплого времени
года, так как не имела ватной или меховой подкладки, поэтому
ее поддевали под другой кафтан. У Л.Н. Толстого читаем: «Левин
надел большие сапоги и в первый раз не шубу, а суконную поддевку»
(«Анна Каренина», 1873—77). В отличие от модного европейского
платья, традиционные формы костюма в печати не обсуждались,
и представление о них утрачивалось. Поэтому, например, так важны
и интересны замечания А.Н. Островского, прекрасно знавшего повседневный
быт московского купечества, в частности манеру одеваться, и
уделявшего большое внимание костюмам своих сценических персонажей.
Вот что сообщает он в одном из своих писем: «Если ты называешь
поддевкой кафтан со сборками сзади, который застегивается на
одну сторону на крючках, то именно так должны быть одеты Восмибратов
и Петр» (Письмо Ф.А. Бурдину, Москва, 21 октября 1871, цитата
по изд.: Полное собр. соч. в 12 т., т. 11, с. 367). А письмо
это начинается фразой: «Любезнейший друг Федор Алексеевич, я
не знаю, что у вас в Петербурге называется поддевкой», отразившей
существовавшие в 19 в. расхождения в понимании слова поддевка.
Так, В.И. Даль рассматривал поддевку как «безрукавый кафтанчик,
надеваемый под верхний кафтан» (Толковый словарь живого великорусского
языка, т. 3, М., 1980, с. 171). В городе поддевку носили рабочие,
мещане, лавочники, выходцы из крестьян, а в деревне также и
помещики, как наиболее удобную одежду, не стеснявшую движений
на охоте, при объезде хозяйства и т. д. На рубеже 19—20 вв.
поддевка вошла в моду в среде творческой интеллигенции — художников,
писателей, журналистов. Однако в 19 в. первыми к поддевке и
другим разновидностям русского кафтана обратились писатели-славянофилы.
«С годами, и, кажется, в 1835 г., некоторые надели поддевки
и отрастили бороды: честь первого переодевания принадлежит,
кажется, К.С. Аксакову, за ним переоделся А.С. Хомяков» (Свербеев
Д. Н., Записки, т. 1, М., 1899, с. 415). Если сопоставить сведения
о костюмах славянофилов, встречающиеся в воспоминаниях современников,
то нельзя не заметить разночтения в описаниях. Например, кафтан,
указанный у Свербеева как поддевка, у А. В. Никитенко назван
«охабнем» (Записки и дневник, т. 1,
СПб., 1893, с. 512) или армяком. «Переодевание»
горожан-интеллигентов в крестьянскую одежду вызывало неоднозначное
отношение в писательской среде. Этим объясняется иронический
характер вопроса, с которым обратился герой вышеупомянутого
рассказа В. М.Дорошевича к швейцару.
Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18
— первой половины 20 вв. (Опыт энциклопедии), Москва, Большая
Российская энциклопедия, 1995.