Рукава, по неизменной азиатской моде, шли от пальцев к плечу все шире и
шире.
И.А.Гончаров. Обломов. Часть
первая, I. 1859.
Рукав — конструктивная часть одежды, закрывающая руку ниже плеча, длина
зависит от модели. Название от русского «рука». История развития рукава в России
и Западной Европе различна, что связано прежде всего с особенностями кроя и
способом соединения рукава с основным объемом одежды. Особенности западноевропейской
одежды наглядно демонстрируют костюмы, изображенные на картинах 15—16 вв.: узкий
рукав прикреплен там к облегающему платью шнуровкой на плечах — этот прием,
ставший своего рода украшением, помогал преодолеть недостаточную разработанность
очертаний отдельных деталей, которые позволили бы крепко соединять верхнюю часть
рукава и пройму так, чтобы одежда не мешала движению и стыкующий шов был бы
при этом прочным. Нужные очертания верхней части рукава и проймы были найдены
лишь в начале 17 в. Когда в начале 18 в. Россия приняла западноевропейский тип
одежды, эта довольно сложная инженерная задача в костюме уже была решена. В
традиционной же русской одежде рукав либо выкраивался вместе с основным объемом
из вдвое сложенного полотнища, и в таком случае плечевой шов отсутствовал, либо
пройма спускалась ниже плечевого сустава, и тогда расширяющийся к плечу рукав
(наподобие описанного в процитированном отрывке из романа И. А. Гончарова) не
требовал особого расчета при соединении его с одеждой. Эти два кроя не исчерпывают
все виды рукавов, которые были в традиционном русском костюме, напр. откидные
и пр. Очень нарядные, богато украшенные рукава рубах могли пришиваться к «стану»
из более дешевой ткани, скрытой за сарафаном или душегреей.
С принятием западноевропейской моды в России ориентировались на те формы рукавов,
которые были распространены во всех странах Европы. Рукава женского платья в
18 в. были довольно узкими, едва достигающими локтя (или даже короче) и заканчивались
нарядной отделкой из кружев, оборок, лент. Верхняя женская одежда была либо
безрукавной, либо с очень широкими рукавами, позволявшими не сминать нарядного
кружева платья. Рукава мужских кафтанов были довольно
широкими и заканчивались огромными отворотами, достигавшими локтя и удерживавшимися
на рукавах пуговицами. Отвороты могли быть из той же ткани или из контрастного
по цвету и фактуре материала. Со 2-й трети 18 в. размеры отворотов начали уменьшаться,
и к 1780-м гг. вообще исчезли из моды. После 1789, когда мужчины начали носить
фраки, рукава не только обузились, но и значительно удлинились, спускаясь иногда
ниже запястья. Для того чтобы рука проходила через обшлаг рукава, он слегка
расширялся и снабжался небольшим разрезом. В целом же изменения мужских рукавах
на протяжении 19 в. касались в основном наличия или отсутствия сборок на плечах
(см. Фрак, Сюртук), оформления
нижнего края рукава и прежде всего цвета и величины пуговиц на обшлагах, а также
наличия или отсутствия разреза на обшлаге. Наибольшие изменения происходили
в формах женских рукавов. Особенно они разнообразны в 1820—30-е гг. Вот что
писалось в периодической печати о модных новинках: «Мамелюкскими рукавами называют
такие рукава, которые не только не обхватывают руки, но едва придерживаются
сверху короткими верхними рукавчиками. Этот новый манер рукавов в моде для жаконетовых канзу
и самых модных утренних неглиже» («Московский телеграф», 1828, № 14, с. 325).
В 1829 появились еще более широкие рукава: «Огромность маленьких рукавчиков,
называемых беретными, так велика, что если распустить рукавчик, то каждый будет
в пол аршина и более» («Московский телеграф», 1829, № 2, с. 292). Беретный рукав
служил основным элементом модных новинок: «У многих платьев, сверх коротких
рукавчиков по беретному, бывают еще блондовые рукавчики, называемые слоновыми
ушами, которые простираются до локтей» («Московский телеграф», 1829, № 8, с.
508). Необычайная пышность рукавов этого времени обусловлена использованием
каркасов (как в кринолине). Длинные, до запястья, рукавав начале 1830-х
гг. имели особенную форму: «Рукава вшиваются складками очень близкими одна от
другой; они перехвачены выше локтя, иногда два раза; в таком случае верхняя
половина рукава гораздо бывает больше; от локтя же до кисти рукав идет в обтяжку»
(«Молва», 1833, № 62, с. 247). К середине 19 в. в моду вошли рукава, получившие
название пагода (заимствовано из французского pagode с тем же значением), что
продиктовано формой — расширяющейся книзу, так что из под верхнего рукава были
видны нижние подрукавнички или рукавчики, которые шили из тонких тканей или
кружев по нескольку пар для одного платья, поскольку их полагалось часто менять.
Совсем исчезли из моды такие рукава только к концу 1860-х гг.: «Фасоны рукавов
черезвычайно разнообразны и изменяются по капризу авторитетных модисток; но
одно можно сказать — что широкие и прямые рукава (pagode) начинают выходить
из моды» («Мода для светских людей», 1856, № 9, с. 75). Им на смену пришли рукавалавальер
(по имени фаворитки Людовика XIV Луизы де Лавальер) — слегка расширенные книзу,
напоминающие форму рукавов, распространенных во Франции в 17 в., во времена
Лавальер. Это был «рукав из тюля иллюзион, пришитый к коротенькому рукавчику
и отделанный шантильи, блондой, кружевом. Это называется a La Valliere» («Модный
магазин», 1863, № 3, с. 39). После 1863 все типы рукавов, даже на вечерних платьях,
сужались: «Широких рукавов более не носят: они должны быть длинные и внизу узкие:
отвороты также больше не в употреблении» («Модный магазин», 1863, № 4, с. 52).
Узкими и длинными рукавами оставались до появления в конце 19 в. рукавов-буф.
В 20 в. в крое рукавов применяются почти все конструктивные особенности рукавов
как русского традиционного, так и национального костюма других народов (напр.,
рукав кимоно, хотя о японской национальной одежде в нем напоминает лишь название.
Используются рукава-крылья, восходящие к эпохе Возрождения, рукав реглан,
распространенный со 2-й пол. 19 в., рукав-фонарик, характерный для начала.
19 в., и др.
Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18
— первой половины 20 вв. (Опыт энциклопедии), Москва, Большая
Российская энциклопедия, 1995.