Никита надел короткий полушубок, валенки, шапку, засунул башлык под комод,
чтоб не нашли, и выбежал на крыльцо.
А.Н.Толстой. Детство
Никиты. Аркадий Иванович. 1920—22.
Валенки — обувь в форме сапога из шерстяного войлока, выбитого и спрессованного
на специальной колодке. Название собственно русское, от валяния — в значении
прессовать войлочные материалы (отсюда второе название валенок, распространенное
в некоторых районах России,— катанки, от катать — в том же значении). Валяная
обувь была известна на Руси давно, во всяком случае название «валенки» встречается
уже в 18 в. (Словарь Академии Российской, ч. 1, СПб., 1789), но в городе оно
появляется и становится привычным позже. Например, в записках Е. И. Поповой
1848 читаем: «20 ноября. Покупая для себя зимнюю обувь, я увидела в лавке Королева
теплые мужские сапоги из козьей шерсти. Они так понравились
мне своей легкостью и удобностью, что в голове мелькнула мысль купить их для
Федора Борисовича» (Из московской жизни сороковых годов. Дневник Елизаветы Ивановны
Поповой, СПб., 1911, с. 143). Валенки делали из шерсти естественных цветов —
черные, серые, белые. Плотные и жесткие «катали» из грубой шерсти, а мягкие,
легкие, называемые «чесанками», делали из тщательно обработанной шерсти, слегка
ворсили, так что на ощупь они были немного пушистыми в отличие от натертых пемзой,
что заменяло стрижку валенок из грубой шерсти. Этот вид обуви сохраняет в конце
20 в. свое значение в русском быту, хотя утратил свои художественные качества.
В 19 в. валенки, особенно предназначенные для зимних праздников, украшали вышивкой
из цветной шерсти (такие узорчатые валенки изображены на картине В. И. Сурикова
«Взятие снежного городка», 1891, Русский музей, Санкт-Петербург). Удобство валенок
в условиях холодного российского климата и больших расстояний способствовало
тому, что их носили мужчины, женщины и дети. Но в обеих столицах, особенно в
элитарных слоях общества, они были редкостью. Любопытен рассказ И.В. Одоевцевой
о встрече Сергея Есенина с Зинаидой Гиппиус: «В 1912 году Есенина действительно
приняли более чем холодно, а ведь он — крестьянский самородок — приехал покорить
Петербург! Как-то на каком-то чопорном приеме Гиппиус, наставив лорнет на его
валенки, громко одобрила их: „Какие на вас интересные гетры!" Все присутствующие
покатились со смеха. Такие обиды не прощаются. И не забываются. „Очень мне обидно
было и горько,— говорит он.— Ведь я был доверчив, наивен..."» (На берегах
Сены, М., 1989, с. 27). Долгое время изготовление валенок было кустарным промыслом,
но в 1920-е гг. начало налаживаться промышленное производство, существующее
доныне. Правда, традиционные формы орнаментации оказались забытыми настолько,
что даже попытки отечественных модельеров их возродить в 1960-е — начале 1970-х
гг. на волне мирового увлечения русским фольклором не увенчались успехом; остались
лишь эскизы и выставочные образцы.
Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18
— первой половины 20 вв. (Опыт энциклопедии), Москва, Большая
Российская энциклопедия, 1995.