Русская народная одежда представляет собой
явление материальной культуры русского народа. В соответствии
с этнографическим делением имеется два ярко выраженных комплекса
национальной русской женской одежды: северорусский и южнорусский.
Комплекс южнорусской народной одежды - рубаха, понева, передник
(завеска, занавеска, запон) и головной убор.
Существовало много разновидностей этого комплекса, различных
по назначению, в том числе и обрядовых. Поверх рубахи в южнорусских
областях одевалась понева, которая практически являлась юбкой
и состояла из трех шерстяных или полушерстяных полотнищ. Поневы
были распашными и замкнутыми, по талии собранными на шнурке.
Носили поневы только замужние женщины. Поверх рубахи и поневы
надевался передник - занавеска. Его надевали также поверх рубахи
с сарафаном, завершая весь ансамбль. Занавеска всегда декорировалась
разнообразными приемами - узорным ткачеством, вышивками, полосками
тканей и др. Узорное ткачество, вышивка на занавеске распределялись
зачастую от верха и до низа, но в основном в нижней ее части.
Иногда оформлялась лишь нижняя часть занавески.
К южнорусскому комплексу относится также такой вид одежды,
как шушпан, навершник; его надевали поверх рубахи, поневы и
передника.
Характер женской русской народной одежды обусловливался семейным
положением женщины, ее фигурой, возрастом, назначением изделия,
свойствами ткани, климатом и др.
Особенно различалась женская народная одежда и головные уборы
по возрастным группам - как по форме, так и в декоративном и
колористическом решениях. Заметно различалась одежда девушек
и замужних женщин (молодых и пожилого возраста). Богатством
узорного ткачества, вышивок, вставок из разных тканей, головных
уборов, разнообразием дополнений к одежде, цветовой композицией
ансамбля отличалась одежда молодых женщин от одежды пожилых.
Существовали интересные дополнения к комплектам женского костюма:
многообразные головные уборы; платки и шали, по-разному завязывающиеся;
расшитые перчатки и рукавицы из сукна и вязаные; декоративные
пояса; подвески и ожерелья; плетеные украшения из бисера и жемчуга;
ленты, бусы, серьги, цепи, кольца, перстни и многое другое.
Все поражало красотой, удивительным вкусом, изобретательностью,
гармоничностью, чувством меры.
И. Билибин*, описывая русский народный костюм, сказал, что
русский костюм великолепен. Бывает красота движения и красота
покоя. Русский костюм - это красота покоя. В его статике отражена
торжественная приподнятость, чувство бодрости и здоровья.
Отличаясь исключительно богатым декоративным оформлением,
яркостью, красочностью, русская народная одежда, обладая при
этом сильным эмоциональным воздействием, отражала стремление
к лучшей доле, воспитывала в народе оптимизм, веру в себя, в
свои силы.
Смелое сопоставление в женской одежде двух цветов - белого
и ярко-красного - заставляло звучать последний особенно сильно.
В общем композиционном построении одежды резкая грань двух цветов
часто смягчалась дополнительной вышивкой, отделкой, вставками
из ткани, настрочными лентами, позументом и пр. Композиционный
центр декоративного построения рубахи находился в верхней ее
части. Таким центром, как правило, были полики в верхней части
лифа (деталь плечевого пояса женской рубахи), т. е. система
декоративного решения изделия объединяла отдельные конструктивные
элементы в верхней, видимой (обозримой), части рубахи и рукавов.
Понева отличалась обычно цветом плотным, тяжелым (темно-синий,
черный, иногда зеленый, красный) и создавала впечатление большой
устойчивости всей фигуры. Некрупная клетчатая ткань поневы оформлялась
линиями белого, красного, желтого цветов. Отделка подола и боковых
сторон поневы ярко-красной орнаментированной полосой связывала
поневу с вышивкой рубахи, завершала и ограничивала композицию
костюма внизу. Весь комплекс завершала занавеска. В дальнейшем
в некоторых губерниях (Рязанской, Тульской и др.) понева была
заменена сарафаном.
В решении орнамента, украсившим одежду, преобладали в основном
яркие хроматические тона: изумрудно-зеленый, сине-зеленый, в
небольшом количестве оранжевый и желтый. Очень незначительное
вкрапливание белого и черного обогащало и облагораживало основной
красный цвет, выявляя его силу и декоративность. Такое колористическое
решение костюма придавало необычайную торжественность и красоту
всему образу русской женщины.
Народная одежда отличалась большим разнообразием техники шва
(гладью, крестом, росписью и т. д.), а также отдельными отделочными
элементами одежды.
Швы в народной одежде были не только средством соединения
деталей, они одновременно несли и декоративную нагрузку. Соединительные
швы в большинстве своем были оформлены декоративными стежками,
изящными по исполнению и цветовому решению. В отделке использовались
гладкокрашеные вставки тканей, тканые узорчатые полоски, вышитые
полосы, ленты, позументы, галуны, кружева, блестки, позднее
даже пуговицы и, наконец, ткани фабричного производства. Все
это, казалось бы, хаотичное разнообразие цвета, фактур создавало
гармоническое цветовое и композиционное единство.
Как мы уже отмечали, основой женской одежды была рубаха с
поясом длиной ниже коленей. Прошли века, рубаха выдержала испытание
временем и вошла в гардероб каждой современной женщины как платье-рубашка.
До сих пор не перестаешь удивляться совершенству конструкции
этого изделия, целесообразности и экономичности покроя, удобству
в носке, женственности силуэта. Его эстетические элементы и
по сей день не теряют практической основы.
Рубаху кроили очень рационально, в основном из прямоугольных
полотнищ. Для удобства и свободы движения рук в рукава под проймой
втачивали ластовицу. Ластовица - удивительно целесообразный
конструктивный элемент, создающий особое удобство при подъеме
рук. Ластовицу (по диагонали) выкраивают по косому направлению
нити основы, что обеспечивает большую ее растяжимость при подъеме
руки. Ластовица имела не только важное конструктивное значение,
она зачастую несла нагрузку декоративной детали - ластовицы
встречались из красного ситца (иногда набивного), а также орнаментированные.
В народной одежде не было ничего нелогичного, неоправданного.
Все в ней было функционально, мудро, целесообразно и вместе
с тем все было искусством.
Заслуживает внимания ансамбль южнорусской народной одежды
Сапожковского уезда Рязанской губернии. Он состоял из рубахи,
поневы, передника, шушпана и впечатлял своей законченностью.
Каждый вид такой одежды был частично закрыт другой: из-под широких
рукавов шушпана, заканчивающихся узорной тканой каймой с крупномасштабными
узорами, виднелись рукава с мелким узором, затем передник, из-под
передника и шушпана - рубаха. Нижняя часть шушпана иногда приходилась
на белый фон рубахи, лишь затем был виден подол орнаментированной
рубахи. Узоры нижней части рубахи, рукавов и передника по масштабу
были значительно меньше узоров каймы шушпана на рукавах и подоле.
Все части костюма в собранном виде были связаны между собой
и представляли единый гармоничный ансамбль.
Самой декоративной частью этого костюма являлся шушпан из
белой шерстяной ткани. Его надевали поверх всех других частей
одежды. Особенно декоративны были его рукава. Ширина орнаментированных
полос на рукавах составляла около одной трети длины рукава и
чуть ли не пятую часть всей длины шушпана. Тканой кайме была
присуща яркая насыщенная цветовая гамма (сочетание черного,
красно-коричневого или ярко-красного цветов). Часть белого фона
шушпана входила в промежутки между узорами орнамента и также
приобретала вид узора. Таким образом, весь орнамент состоял
из узора, в котором фон становился равноправным его компонентом.
Большая плоскость белого материала шушпана контрастировала с
яркой насыщенной цветовой гаммой узорной ткани каймы и вызывала
чувство праздничности, торжественности, величавости. Весь ансамбль
впечатлял гармоничным единством.
Сапожковские женские народные рубахи имели свои формы покроя
и свой характер орнамента. Покрой рубахи можно отнести по форме
к современному покрою типа реглан. Рукава начинались от горловины,
густо сосборивались с обеих ее сторон, образуя линию покроя
реглана. Перед рубахи также сосборивался у горловины (сборка
заменяла вытачку). Верхняя часть рукава от ворота - полик -
была выполнена из гладкокрашеной ткани красного цвета. Ниже
линии полика до запястья начинался орнамент. От основания полика
зачастую располагалась самая широкая часть орнамента на рукаве.
Последующие полосы узоров образовывали рисунок орнамента, расположенный
у плеча, но в более уменьшенном масштабе. Такой принцип применения
тканей с разномасштабными рисунками в декорировании современной
легкой одежды в последние годы является одним из приемов отделки.
Русский орнамент в любом изделии - это композиционное построение
рисунка из многих элементов. Каждый элемент вышивки связан со
всей плоскостью вышиваемой детали и одновременно композиционно
завершен сам по себе по цвету, характеру стежков, техническим
приемам и соответствием месту своего расположения. Обилие различных
орнаментальных узоров одновременно в одном изделии усиливает
его нарядность и праздничность. В южнорусских вышивках в большинстве
случаев преобладал геометрический узор, но бытовали также рисунки
растительных и животных мотивов, которые вводились в геометрический
строй в условном плоскостном изображении и внизу заканчивались
прямыми линиями.
Композиционное расположение вышивки в одежде определялось
своими традициями. Наиболее часто вышивки располагались на обозримых
местах - наружных частях рукавов (особенно у плеча), у ворота
и разреза рубахи на груди, вдоль соединительных швов на стане
рубахи, а в большинстве случаев - на подоле рубахи. Ластовица
также иногда являлась цветной декоративной деталью на рубахах.
На передниках зачастую вышивка или узорное ткачество распределялись
от верха и до низа с усилением акцента в нижней части. Иногда
вышитой была лишь одна треть передника от низа, верхняя его
часть оставалась незаполненной.
Цветовое решение поневы выполнено в глубоких насыщенных тонах:
наряду с ведущим красным цветом встречаются темно-синий, кубовый,
золотисто-желтый и зеленые цвета. Набедренная одежда сшивалась
из трех продольных домотканых шерстяных полотнищ. Поневы были
в основном из клетчатых тканей. В дни больших праздников надевали
поневу яркую со множеством узорчатых полос, в будни - скромную,
украшенную полосками красного кумача. Украшения располагались
по подолу и соединительным швам. Разнообразие вышивки орнамента
южнорусской одежды достигалось разномасштабностью рисунка, композиционным
решением, техникой швов и варьированием расцветок.
Весьма важным приемом в вышивке и ткачестве было включение
фона ткани в узор рисунка. Зачастую фон и узор дополняли друг
друга орнаментальными узорами. Фон создавал пространство вокруг
узора, выявляя его. В образовании орнамента участвовали узорные
домотканые полотнища, куски кумачовых вставок. В центральных
районах Рязанской губернии вышивка в одежде применялась как
узорное сопровождение кумачовых вставок в стан рубахи (косые
полики). Окаймление вышивкой служило переходом от насыщенных
кумачовых вставок к белому полю холста. Крупные и мелкие узоры
рязанских вышивок всегда соответствовали месту своего расположения
и общей площади, занятой вышивкой.
Сочетание вышивки, ткачества с гладкокрашеными и набивными
тканями с рисунком различного ритмического расположения (многократные
повторения цветных и орнаментальных полос) создавало впечатление
динамики в одежде.
Цвет и мотивы орнаментики народной одежды, их колорит тесно
связаны с жизнью, бытом и мироощущением тех групп населения,
где они зародились и развивались. Во всей русской вышивке преобладает
красный цвет со многими оттенками - от темно-брусничного на
Севере до оранжевого на Юге. Рядом с красным чаще других используется
три дополнительных цвета - синий, зеленый и желтый. Однако встречаются
и исключения - тамбовские и воронежские рубахи орнаментированы
черным цветом, несвойственным русской вышивке. Сочетание черного
с небольшим вкраплением серебряных блесток на белом фоне холста
напоминает искусство черни по серебру.
Русскую народную одежду дополняли также ювелирные украшения.
В особом почете были янтарные бусы, особенно в одежде северорусского
комплекса. Их применение определялось не только эстетическими
качествами янтаря, существовало поверие о его магической силе
приносить здоровье и счастье.
Наиболее многочисленные ювелирные украшения применялись в
северорусской одежде как менее декоративной по сравнению с южнорусской
одеждой, в которой преобладали вышивки, хотя зачастую применялись
украшения из бисера, жемчуга, стекла, пуха. Широко было развито
бисерное плетение лент, ожерелий, бус. Этот вид украшения популярен
и в наше время. Многочисленные украшения из плетеного бисера
по народным мотивам применяются в платьях современного модного
направления. Бисерные детали однотонные и цветные с узорами
по народным мотивам являются превосходным украшением для изделий
из однотонных тканей, не имеющих других отделочных элементов,
создавая образный строй современных национальных изделий.
Интересным национальным украшением являлись ожерелья из цепей
с нанизанными бусами из стекла и металла, бусы из янтаря, граната,
жемчуга и многое другое. Цеповязание - один из старинных видов
русского ювелирного производства. Цепи были самые разнообразные:
из отдельных колец, более грубые - для украшения мужского костюма,
очень изящные, плосковязаные с тонким рисунком применялись не
только для ношения христианских символов-крестов, но и являлись
самостоятельным украшением.
В течение длительного времени украшением служили декоративные
пуговицы. Изготовленные из разных металлов, преимущественно
из серебра, они служили не только для застежки одежды, но зачастую
нашивались как украшения. Впоследствии пуговицы изготовлялись
без ушков и использовались как элементы для бус, ожерелий, серег,
запонок и др.
Большой любовью повсеместно в России пользовались серьги.
Для их изготовления существовали специальные мастера-сережники.
В течение длительного времени серьги прикрепляли к волосам,
к головным уборам. Лишь с начала XVIII в. швензу серег стали
изготовлять более тонкой, и серьги начали носить непосредственно
в ушах.
Украшениями для рук были также популярные среди всех слоев
населения кольца и перстни из меди, олова, серебра и золота.
Для изготовления ювелирных украшений использовали разнообразные
камни и стекло, однако оставалась неизменной любовь русских
женщин к жемчугу.
* Билибин И. Я. (1876-1942) - известный русский график-иллюстратор
и театральный художник, использовавший в своем творчестве мотивы
русского народного искусства.
Бланк А.Ф., Фомина З.М. Русская народная одежда и современное
платье. - М., Легкая и пищевая промышленность, 1982.