Мы готовы сшить для вас
нужный национальный костюм.
Наш адрес: г. Казань,
Национальный костюм селькупов
Характерной зимней верхней одеждой северных селькупов была парка (паргы) —
открытая спереди шуба из оленьих шкур, сшитых мехом наружу.
В сильные морозы поверх парки надевали сакуй (соккы), по своему
покрою ничем не отличавшийся от ненецкого совика (глухой одежды
из оленьих шкур, мехом наружу, с пришитым к ней капюшоном).
Сакуй, заимствованный селькупами от ненцев,
бытовал только как мужская одежда; парку носили и мужчины и
женщины.
Одежда мужчины состояла из рубахи и штанов, сшитых из
покупной ткани; женщины носили платье. Штаны делали из ровдуги.
Зимняя обувь северных селькупов — пимы (пемы), головки
которых шили из камусов, а голяшки — из сукна, а
иногда также из камусов. Вместо чулка служила
расчесанная трава (осока), которой обвертывали ступню. Траву эту собирали
пучками, сушили, разминали руками и расчесывали гребнем. Летом носили ровдужную обувь и русские сапоги. Шапку (укы) в
виде капора делали из «пешки» (шкурки новорожденного теленка), песцовых и
беличьих лапок, из шкурок с шеи гагары. Повсеместно распространенным головным
убором у мужчин и у женщин был платок, который носили в виде косынки или
тюрбана. Летом мужчины носили платок, повязав под подбородком, или, свернув его
жгутом, обвязывали вокруг головы. Рукавицы (нопы) северные селькупы шили из камусов мехом наружу. Одежда была очень бедна орнаментом.
На ней не имелось ни меховых вышивок, ни бисерных украшений.
Лингвистический материал свидетельствует, что и
верхняя одежда (парка), и штаны из ровдуги, и обувь
(пимы), изготовляемая из камусов, и шапка в виде
капора, и рукавицы из камусов — все это достояние
материальной культуры, унаследованной современными селькупами от их саянских предков.
У нарымских селькупов еще в дореволюционное время получила широкое распространение
одежда русского покроя.
Селькупы на Оби и Кети шили ее сами из покупных тканей. Национальный
покрой сохраняла только та верхняя одежда, которую шили из шкур.
Зимой носили тулуп или (в верхнем течении Тыма) парку, но покрытую
сверху вместо меха сукном. Головным убором у них служили или
русские ушанки, или тунгусские капоры. Повсеместно вошли в обиход
русские рубахи и брюки у мужчин, сарафаны, платья у женщин.
Женщины подпоясывали сарафаны поясом, плетенным из цветных ниток.
На поясе носили нож и наперсток. У мужчин единственным украшением
в одежде был пояс. Пояс делали из кожи и украшали его металлическими
бляхами. К нему подвешивали на цепочке нож в ножнах, украшенных
орнаментом.
Праздничные рубахи и сарафан надевали поверх старой
одежды. Старую одежду и белье носили обычно не снимая
до полной их негодности. Нижнее белье носили редко. В Нарыме раньше рукавицы и
летнюю обувь делали из кожи осетра и стерляди. Нарымские селькупки были большие
мастерицы сшивать в различных сочетаниях беличьи и собольи лапки. Из искусно
подобранных лапок шили шубы. Шуба из беличьих лапок была очень красива и
прочна. Женщины работали над сшиванием этих шкурок по нескольку лет.
Мужчины и мальчики волосы стригли в кружок. Мужчины
иногда носили одну-две серьги. Девушки вплетали в волосы цветные лоскутки,
удлиняя этим косы; к косам они привешивали бляхи, бусы, бубенчики. Об этих
девичьих украшениях у селькупов сохранилось следующее предание. В далеком
прошлом у селькупов были особые юрты для мужской молодежи, в которых жили,
отдельно от своих семей, юноши до зрелого возраста (до 17 лет), по обычаю не
имевшие права видеть девушек своего рода. Однако услышав бренчание бубенчиков,
блях, они знали, что это девушки пошли по воду, и звуки эти служили вызовом на
свидание. Юноши тихонько пробирались к реке и встречались там тайком с
девушками. Замужние женщины также носили две косы, но никаких украшений к ним
не привешивали.
Новорожденных детей завертывали в тряпки — пеленки, в
мех или шкурки оленьих телят и туго пеленали. В колыбель клали гнилушки березы,
которые очень гигроскопичны, и часто их меняли.
"Народы Сибири". Этнографические очерки, изд-во АН СССР, Москва
- Ленинград, 1956