Мы готовы сшить для вас
нужный национальный костюм.
Наш адрес: г. Казань,
Национальный костюм татар Сибири
В одежде татар в конце XIX в. еще сохранялись некоторые
национальные особенности, в большей степени у сельских жителей,
в меньшей — у городских. Характерным мужским костюмом был бешмет
(бишмят) — кафтан, длиной ниже колен, с большим стоячим воротником,
сборками и короткой талией. Украшением его были пуговицы, пришиваемые
попарно на коротеньких шнурках. Бешмет надевался на ситцевую
цветную нательную рубашку. Носили широкие и короткие шаровары,
заправленные в сапоги; кроме бешмета, летней одеждой служил
более короткий камзол. Зимой носили шубы из овчин, без воротника,
крытые сукном, нанкой или дабой. Поверх шубы носили кожаный
пояс, украшенный металлическими бляхами и пряжкой, или
пестрые шерстяные пояса.
Голову мужчины обычно
брили и носили круглую, с плоским околышем шапочку-тюбетейку (аракчин). На
нее надевали суконную или войлочную шапку летом и меховую зимой. Татары,
побывавшие в Мекке (хаджи), имели
право носить зеленые чалмы. Муллы носили белую чалму.
Мужская обувь состояла
из шерстяных чулок и кожаных сапог, на которые надевались кожаные галоши с
язычком на подъеме. В зимнее время носили обычно валенки. Заболотные татары по
условиям местности носили бродни — высокие мягкие
кожаные сапоги на мягкой подошве, прикреплявшиеся к поясу кожаными ремешками.
Обильно смазанные несколько раз дегтем, такие сапоги не пропускают воду.
Женщины носили широкую рубашку с
разрезом посредине спереди и низким мягким стоячим воротником.
Праздничная одежда у наиболее зажиточных была из шелковых полосатых
и пестрых материй, привезенных из Средней Азии. Воротник у рубашки
обшивался красным сукном, вышитым золотом и серебром и украшенным
пуговицами, блестками, монетами. Обычная рубашка делалась из
ситца. Под верхней носили еще холщевую или миткалевую рубаху,
поверх которой надевали безрукавку — камзул. Женский камзул
обшивался кругом позументом, лентой или шнуром фабричного изготовления.
Камзул всегда делался на подкладке из легкой материи.
Женщины носили шаровары
шире мужских, завязывая их под коленями. При выходе на улицу надевали пальто с
низким воротником, полуприлегающее к талии. Зимний халат выстегивался ватой и
был с опушкой из меха, чаще всего бобра или котика. Женская обувь — многоцветные
сафьяновые сапоги — была заимствована от казанских татар. Ичиги носили всегда
с галошами.
Девушки причесывались
гладко, заплетая волосы в две косы. Замужние женщины вплетали в косы ленту с
нашитыми на нее монетами. Старинным головным убором служил колпак (колфак). Он
надевался непосредственно на волосы и являлся праздничным убором девушек и
женщин. Колпак имел вид мешка, закругленного на конце, часто — вязаный, и
вышивался шерстью, серебряной ниткой, бисером, жемчугом. При надевании его на
голову свободный конец закидывался набок или назад. Начиная с середины XIX
в. колпаки исчезли из быта, и в настоящее время их можно встретить лишь
хранящимися в сундуках.
Обычно женщины носили
платки. В день свадьбы невесте надевали повязку (сарауц) на лоб, завязанную сзади,
поверх ее надевался шелковый платок. Сарауц бывал
бархатный с вышивкой, носили его замужние. Носили
также маленькие бархатные шапочки, покрытые платком или тюлем. Барабинские
татарки раньше, согласно мусульманским законам, закрывали лицо платком при
выходе на улицу.
Богатые татарки носили
тяжелые, трубчатой формы, серебряные и золотые нагрудные украшения тонкой
ювелирной работы, которые считались одновременно и амулетами. На обратной
стороне пластины были написаны арабские изречения, предохраняющие якобы от злых
духов. В ушах носили серьги, на руках браслеты, кольца, на шее бусы, в волосы
вплетали ленты с монетами. Детям па одежду нашивали монеты, пуговицы, бляшки.
Женщины употребляли
белила и румяна. От бухарцев было заимствовано окрашивание ногтей в желтый цвет
(мятой гвоздикой) или в красный (свежими листьями бальзамина), было
распространено чернение зубов.
Классовые различия у
татар проявлялись в одежде главным образом в качестве и стоимости ее материала.
У богачей одежда, обувь, украшения были дороже и лучше.
Постепенно татары заимствовали более удобную одежду
от русского населения, утрачивая тем самым своеобразие своей
национальной одежды, от которой сохранились лишь отдельные элементы.
Изобразительное искусство татар бытовало в основном в
виде вышивки на одежде. Вышиванием, как и шитьем одежды, занимались женщины.
Вышивали на полотенцах и на одежде геометрический орнамент. Особенным
искусством отличались вышивки на женских бархатных повязках и шапочках. Переднюю часть этих головных уборов вышивали шелком,
серебром, золотом, бисером, жемчугом, цветной шерстью. Сюжеты вышивок —
цветы, растения.
Национальная одежда встречается изредка у пожилых
колхозников, колхозная молодежь носит обычное платье городского покроя.
Национальные особенности в деталях костюма еще сохранились. Девушки и женщины
носят, например, распространенные до революции платки разных размеров,
ситцевые, шелковые с кистями, шерстяные. Изредка можно встретить старушку с головной
бархатной повязкой (сарауц), покрытой платком.
Распространенные в прошлом колфаки сейчас изменили
размеры и назначение, но сохраняют свою форму. Раньше размеры колфака были 43.5 см на 25 см, т. е. соответствовали
величине головы, сейчас изредка встречаются еще миниатюрные шапочки размером 5 см на 7.5 см. Их прикрепляют на
макушку, поверх накидывают платок. Украшения, как и раньше, носят многие. Любят
бусы, серьги, браслеты, кольца, броши. Маленьким детям в виде украшений
нашивают на рубашки разноцветные пуговицы.
"Народы Сибири". Этнографические очерки, изд-во АН СССР, Москва
- Ленинград, 1956