Мы готовы сшить для вас
нужный национальный костюм.
Наш адрес: г. Казань,
Болгарские народные вышивки
Как прикладное искусство (вышивание цветными нитками
на ткани), болгарские народные вышивки занимают одно из первых мест в нашем
быту. В прошлом столетии в Болгарии нельзя было найти ни одного края, в котором
вышивки не применялись бы для украшения одежды и других домашних предметов из
тканей, а к концу XIX века можно было наблюдать густую сеть обособленных по
стилю вышивок районов.
Разнообразие болгарских вышивок весьма велико. Это
следует отнести за счет богатого наследства прошлого, творческой одаренности
болгарок и наличия множества материалов для вышивки (лен, конопля, шерсть,
хлопок, шелк), а также соответствующей техники.
Болгарские народные вышивки
создаются из простейших линейных сочетаний прямых, кривых, ломаных, волнообразных,
спиралевидных и т.д. линий или геометрических фигур (треугольников, квадратов,
ромбов и пр.), очертаний предметов обыденной жизни, растений, животных,
человеческих фигурок и т.п. Как формы, так и содержание выражаются не только рисунком и расцветкой,
весьма разнообразными в болгарских вышивках, но также и сложными композициями.
В древней истории болгар упоминается о шитой золотом
или вообще расшитой одежде высших классов. Вышивки однако
встречаются и в одежде трудящихся, как это явствует из сравнительных
этнографических и исторических исследований. До нас дошел ряд сообщений
проезжавших во время турецкого владычества через страну иностранцев о
великолепных вышивках на одежде болгарских крестьян. Высокий художественный
уровень народной вышивки второй половины XIX столетия ярко
подчеркивают богатейшие музейные коллекции национальных костюмов и отдельных
вышивок. Однако общественно-экономические перемены, наступившие после
освобождения от турецкого ига и, в особенности, после первой мировой войны, быстро
привели это искусство к упадку. Сегодня, наряду с усиленным возрождением всех
художественных ремесел, предметом новых исследований и усовершенствования
явилась и народная вышивка. Она находит широкое применение в представительных
костюмах многочисленных государственных и самодеятельных художественных
коллективов, отдельных граждан и гражданок, в утвари и быту болгар. Наша
вышивка зарекомендовала себя и на внешнем рынке.
С целью популяризации и в известной степени
удовлетворения потребности в образцах известная художница в области прикладного
искусства Росица Чуканова
составила сборник прекрасных образчиков болгарского искусства вышивания.
Представленные образцы не являются механическими копиями народных оригиналов.
Они представляют собою известную авторизацию, при чем
автор лишь в весьма слабой степени уклоняется от оригинальных образцов
народного искусства. Эти уклонения состоят лишь в незначительном упрощении или,
наоборот, усложнении контуров или расцветки. В своей обработке Росица Чуканова проявила чувство
меры, благодаря чему сохранился вид и дух народного творчества. Ее
вмешательство — весьма умелое, и представленные образцы являются, и в принципе
и в подробностях, народными вышивками.
В зависимости от костюмов болгарскую вышивку можно
разделить на более чем двадцать значительных разновидностей, представляющих
разные районы. Для такой страны, как наша, это очень
много. Группы эти следующие:
Сюда не входят оторочки на верхней одежде, как,
например, беличья на «сукманах»
в Южной Болгарии и Стара-планине. В этом томе
сборника представлены лишь западные районы. В большей своей части это вышивки
на белой ткани — сорочках, платках, головных платках, суконной верхней одежде («клашниках» и «менте») и лишь
некоторые из них — на черных «сукманах» и «менте». Вышивки на черной ткани преобладают в восточных
районах нашей страны.
Наряду с характерными для каждого района вышивками на
сорочках или других полотняных частях одежды, в отдельных районах есть и другие
виды вышивок, главным образом, на верхней одежде (черной), которые тоже
характерны для данных районов. Эти украшения могут быть совсем в ином стиле,
будучи выполнены посредством совсем иной техники. В западной
части Болгарии таковы вышивки на верхней одежде: 1) на женских «менте» и верхней части рукавов на всей территории от Кульской до Ловечской областей;
2) на подолах и нагрудниках «сукманов» в Ихтиманском районе; 3) на «сукманах»
и «менте» в Софийской области; 4) на
нагрудниках женских сорочек в Самоковском, Ихтиманском и Граовском районах и
5) на старинных «рукавцах» («хвостах») «сукманов» в Софийской области.
Дополнительными вышивками в Северо-западной Болгарии
украшаются, главным образом, набедренные части женских «менте»
и «клашников», у верха боковых клиньев. Эти вышивки —
«бочники» — представляют из себя
продолговатое пятно длиной около 28
см и шириной не более 13 см, декоративно выгнутое с
задней стороны. Такая вышивка всегда имеет ярко-красный или лилово-красный тон.
Состоит из линейных, подобных шнурам полосок, расположенных вокруг и поперек
вышивки, при чем в сравнительно ограниченных
пространствах между ними вышиваются небольшие стилизованные цветы. Красный цвет
обыкновенно усугубляется «начинкой» красного же сукна. Применение
дополнительных тонов — зеленого, желтого, синего и других — весьма ограничено.
Ихтиманская вышивка на «сукманах»
присуща и Самоковскому району. Она состоит из
нескольких рядов разноцветных линий, выполненных шнурочным швом. Над ними таким
же швом вышиты ряды кружочков, ритмично расположенных по тонам. Эти кружочки
обыкновенно соединяются таким образом, что представляют завитки волнообразной
линии. За этой полоской кружочков следует другая полоска из прямых шнуровидных
линий. Полоски из кружочков и прямых линий могут повторяться несколько раз. Для
такой вышивки характерны ряды отделенных одна от другой миниатюрных четырехлепестковых розеток из красной и белой пряжи. Они
наносятся по швам «сукмана».
Вышивки на верхней мужской одежде в Софийской области
принадлежат к наиболее оригинальным. Такую вышивку на
черной или белой ткани можно охарактеризовать как линейную, дающую такой же
эффект, как и украшение шнурками. Прямые линии всегда вышиваются белыми
бумажными нитками, длинным плоским стежком, с боков они украшены вышитыми
такими же стежками с более или менее сложными завитками— крючочками,
или же спиралевидными, волнообразными и сводообразными прошвами. Некоторые из
них в своем устройстве приобретают явно растительные очертания, не переходя в
более сложные узоры. Наиболее сложна вышивка на карманах «менте»,
в которой элементарные сочетания линий и растительных схем приобретают общий
вид кружева.
К нагрудникам женских сорочек в Самоковской,
Ихтиманской, Елин-Пелинской
и Софийской областях пришиваются и, так называемые, «ошвицы».
Это вышивки из разноцветной пряжи, преимущественно оранжевой или белой, часто
встречается в них также синяя и зеленая. Эти вышивки всегда выполняются на
оранжевом или красном полотне. Как мотив, в них преобладают в значительном
разнообразии растительные и геометрические орнаменты.
Говоря о западно-болгарских вышивках, необходимо
упомянуть узоры на, так называемых, «рукавцах» «сукманов» Софийского и Елин-Пелинского
районов в конце XIX века. «Рукавцы» представляют
собой полоски черного домотканного сукна длиной до
пятидесяти сантиметров, шириной — 8—9 см на нижнем конце и около 2 см на верхнем. Они
пришивались к плечам сукмана. Широкая нижняя часть
этого украшения богато вышивалась белыми бумажными нитками, при
чем применялась шнуровидная техника.
Орнаментика вышивок в большинстве случаев представляет
собой сочетание линий и растительных мотивов. Существеннейшим элементом
растительных образов является розеткоподобный цветок
в верхней части композиции. По стилю такая вышивка весьма близка вышивкам
карманов на софийских «менте» и «сукманах»
с той разницей, что в ней наличествуют более мелкие формы. Значительную
художественную ценность представляют вышивки, в которых белые нитки заменены
чрезвычайно мелкими белыми бусами. Эта, очевидно, более новая фаза развития
болгарской народной вышивки представляет собой почти единственное явление в
своем роде (исключая пояса, браслеты и ожерелья из мелких бус).
Христо Вакарельский старший научный сотрудник Болгарской Академии Наук