Мы готовы сшить для вас
нужный национальный костюм.
Наш адрес: г. Казань,
Национальный костюм гуцулов
Нигде, пожалуй, декоративный дар гуцулов не проявился
столь ярко и в таком широком, подлинно массовом выражении, как в тканях и
национальной одежде.
Художественное совершенство гуцульских тканей,
отличающихся редким цветовым и орнаментальным богатством, — результат
творческих находок многих поколений. Прежде каждая гуцулка владела приемами
изготовления узорных тканей на домашнем станке-варстате, составлявшем обязательную принадлежность
каждого хозяйства. Знала она и все предшествующие ткачеству процессы обработки
конопли, льна и шерсти и наиболее сложный из них — придание пряже необходимого
цвета с помощью обширного комплекса растительных красителей собственного сбора
и приготовления. Среди льняных узорных тканей выделяются скатерти и рушники. В
городской квартире скатерть свешивается на четыре стороны. Но гуцул не для того
украшает стол изящной резьбой, чтобы скрыть ее тканью. Он делает
поэтому скатерть в виде длинного полотнища, которое свисает концами, оставляя
переднюю часть стола открытой. Белое саржевое полотно заткано по всей длине
мелкоузорчатыми полосками и на концах завершается бахромой, перевитой цветной
нитью.
Более узким делается полотнище рушника, скромнее и его
узор, расположенный только на концах. Известно, какой любовью пользуется у
украинцев, как, впрочем, и у других славянских народов, этот опоэтизированный и
воспетый атрибут семейных обрядов. Воздано ему должное
и в фольклоре гуцулов. В отличие от вышитых восточноукраинских,
рушники горцев по преимуществу узорнотканые.
Из ткани особого рисунка шьются бесаги
— большие переметные сумы, дорожные спутники гуцулов. Клетчатый узор бесаговой ткани, аналогичный рисунку шотландки, — результат
пересечения чередующихся цветных полос основы с подобными
уточными. Такой же материал более мелкого рисунка и поярче
служит для дзёбенок — небольших набедренных женских
сумок, которые на широкой узорчатой тесьме носят через плечо. Различными видами
узорных тканей являются некоторые предметы женской одежды: набедренные запаски,
пояса-попружки и старинные головные уборы — платки и полотенчатые перемитки.
Плоды разновидного мастерства — ткачества, шитья,
обработки металла и кожи — соединились у гуцулов в удивительном композиционном
согласии, чтобы создать цельный, неповторимый в своем декоративном звучании
облик национального костюма.
Хотя костюм в его классическом виде, со всеми
необходимыми в старину атрибутами, теперь встречается редко, национальные
традиции в этой области далеко не утрачены. Женщины по-прежнему украшают
сорочки тонкой вышивкой, поныне живет мастерство изготовления узорнотканых частей одежды, обуви, ремней, сумок,
отделанных декоративным металлом. В иных домах отдельные гардеробные помещения,
словно костюмерные, заполнены традиционной одеждой. В сочетании с современной ею пользуются во
время народных празднеств, семейных торжеств или же отправляясь на воскресную
ярмарку.
О своем костюме горцы говорят, что он подчеркивает у
гуцула мужественность, у гуцулки — красоту. Народные представления о
достоинствах мужчины связаны с храбростью, удалью. Не эти ли черты придавали
его высокой осанистой фигуре широкий ремень, топорик с длинным древком,
пистолеты, пороховницы. Зато вышивка, яркие ткани, шейные и другие украшения
должны были приумножить женскую красоту.
Для мужского костюма характерна подпоясанная ремнем
рубаха с рукавами, вшитыми по прямой, и клиновидными
вставками в подмышках. Так же просты по крою штаны из двух сложенных в длину
полотнищ, соединенных перемычкой, — полотняные поркеницы,
белые шерстяные холошни, заправляемые в чулки, и
расшитые понизу красные суконные крашеницы, которые
носят навыпуск.
Самая цветистая часть костюма — кептарь,
распашная овчинная безрукавка. Этот вид одежды, удобный в условиях ветреной,
резко изменчивой погоды, распространен у всего населения горно-скотоводческих
районов Карпат. Гуцульский кептарь
украшен вышивкой, аппликацией и плетенкой из кожи, кистями-дармовисами
и блестящими латунными колечками-капслями. В
отдельных селах сложились свои традиционные формы украшения кептаря,
в значительной мере определяющие местные художественные особенности всего
костюма. Так, верховинские безрукавки отделаны понизу
пышной полосой рельефного шитья. Космачские густо усажены по аппликации капслями.
Кептари из Пистыня легко
узнать по характерным ракообразным узорам — «рачкам», ростокские
— по замысловатым «кучерям», завиткам из
ярко-красного сафьяна.
Поверх безрукавки в стужу надевается теплый сердак — укороченный суконный кафтан свободного покроя. Его
украшают яркие шнуровые петли, помпоны, обильная орнаментика вышивки, алая на
черных сердаках и золотистая на красных кафтанах-байбараках. Зимней одеждой служат овчинный
кожушок, по орнаментации близкий к кептарю, и длинная суконная манта с высоким
воротником или капюшоном.
Прежде мужчины плотно опоясывались
широким кожаным чересом с узорным тиснением и
стройным рядом фигурных пряжек.
Помимо того, что пояс этот, точно корсет, подтягивал фигуру, облегчая ходьбу в
горах, он был удобен и тем, что на
приделанных крючках можно было носить складной нож, огниво, протычку
для трубки, роговой сугак для прокалывания дыр и
распутывания узлов. За пояс закладывали пистолет, топорик, кисет, люльку. Для
необходимых в пути предметов служили также набедренные кожаные сумки — табивка и меньшая по размеру ташка. На ноги гуцулы надевали
вязаные чулки-капчуры и остроносые пойолы, тачавшиеся из цельного кожаного лоскута.
Немало внимания уделено мужчинами головному убору.
Фетровую шляпу прежде по тулье «повивали» мереживом,
тонкой латунной лентой с просечным узором. Легко представить оригинальность
сочетания этого убора с длинными, до плеч, волосами, которые в старину пожилые
гуцулы заплетали в косы. Но и сейчас весьма модны роскошные кресани
— черные шляпы, обвитые пушистыми гарусными «червячками». У тех же, кто помоложе, за шнурки заткнуты петушиные или тетеревиные
перья. Такая шляпа с лихим завитком перьев или вместо них с побрякушками на
проволочках завершает костюм гуцула.
Очень нарядна женская одежда. Она состоит из длинной, присобранной у ворота рубахи, двух укрепленных на талии
спереди и сзади запасок в форме передника, головного убора. Обувь
и предметы зимней одежды аналогичны мужским, за исключением гугли
— светлой суконной накидки с капюшоном.
Белой полотняной рубахе особую привлекательность
придает вышивка. Она располагается в верхней части рукава прямоугольной
вставкой — уставкой, иногда широкой полосой украшает
рукав по всей длине. Вышивание — любимое народом искусство. Едва ли найдется
женщина, которая не вложила бы в него частицу души. С юных лет девушки
занимались шитьем. Долгие часы проводили за иглой, в одиночестве или в зимние
сумерки с подружками на вечерницах, готовя в приданое расшитые сорочки и иные
вещи — столь важные для невесты свидетельства ее вкуса и трудолюбия.
Приемы гуцульского шитья мало чем отличаются от общеизвестных. Распространена вышивка низью,
крестом, настилом. В некоторых селах пользуются узелковой техникой, дающей густой
рельефный узор. К старинным приемам относится мережка.
Вышивки открывают нам целый мир выдумки и красоты.
Мотивы шитья, каждый из которых имеет свое название, настолько многочисленны и
разнообразны, что одни могли бы увлечь исследователя. Что ни село, то свои
рисунки, композиции, расцветки. В ярмарочной толпе женщин легко распознать космачанок по золотистой осенней гамме вставок и рисунку
мотивов, динамизм которых отражен в их названиях: «бесконечный», «летучий» и
другие. У гуцулок из Яворова, Рички,
Брустурова рукава играют голубыми и зелеными
огоньками стежков. В широких верховинских вставках с
ромбовидными фигурами доминируют сине-фиолетовые и сиреневые цвета, мелкоорнаментальные вышивки из Пистыня
радуют оттенками красного, а цельновышитые рукава сорочек
из близлежащих к Косову сел покрыты рельефными одноцветными узелковыми
розетками. Существенную часть женского костюма составляют шерстяные узорнотканые запаски. Укрепленные на талии завязками,
скрытыми тканым поясом-попружкой,
они образуют подобие юбки с боковыми разрезами. Запаски из разных сел
различаются по окраске, которая в каждой местности согласуется с цветовой
гаммой вышивок, создавая с ними и кептарем живописную
сыгранность всего костюма. В подгорных селах вместо запасок носят опынку — цельное полотнище, аналогичное украинской плахте
или русской поневе. Особенно нарядны праздничные набедренные ткани с золотыми и
серебряными прокидками.
Интересен головной убор гуцулки. У девушки он ярок, у
невесты роскошен, у женщины полон сдержанной красоты.
Девушки укладывали вокруг головы уплитки
— подобие кос из волокон конопляной кудели, обмотанных красным гарусом. Голову
невесты царственно увенчивало чильце — налобник из
ремешка или бляхи с мелкими металлическими подвесками, переливающими блеском
латуни и мелодично позвякивающими. После венчального обряда стрижки женщины на
людях простоволосыми больше не появлялись. Они носили
либо старовицкую хустку —
льняной узорнотканый платок, либо перемитку
— полотенчатый головной убор. Узорные полосы,
которыми затканы свисающие концы полотенца (перемитковые
заборы), поражают живописным великолепием розовых и
красно-фиолетовых, приподнятых вкраплениями зеленого. Необычайно и фактурное их
богатство: гладкий фон тонко контрастирует с рельефом пушистых гарусных узоров,
а матовость шерсти — с блеском золотых и серебряных нитей.
Велика любовь гуцулок ко всяким украшениям. Правда, и
мужчины пользовались изделиями местных ювелиров и прежде всего массивными
латунными перстнями. Но у женщин украшения отличались особым разнообразием. Они
носили кольца и серьги. Нанизанные на витую проволоку крестики или бубенцы
полукружием покрывали шею и грудь, соединяясь сзади великолепными
металлическими застежками. А какая гуцулка не имела праздничных дукачей из серебряных монет или их имитации из белого
металла. Но, кроме металлических, были и другие, многоцветные шейные украшения:
стеклянные бусы (лыскавки); дорогие, не всем
доступные ожерелья кораллов (карали) и их дешевые подделки; тонкие по цвету бусы венецианского стекла (писаные пацёрки)
— привозные изделия прославленных чешских мастеров, полюбившиеся гуцулкам и
получившие в их краю широкий сбыт; облегающие шею бисерные ленты (силянки, герданы). Наконец, в
пользовании были бусы из высушенных семян и плодов растений — древняя народная
традиция, нашедшая столь горячий отзвук в декоративном искусстве наших дней.
Национальная одежда гуцулов, как видим, представляет сложный комплекс
художественно завершенных изделий с бесчисленным множеством тончайших
модификаций. Естественно, что костюм в целом, как ансамбль, в каждом отдельном
случае воспринимается как произведение индивидуальное, отражающее вкус,
характер, душевный склад своего владельца.
Д.Н. Гоберман. «Искусство
гуцулов», Москва, «Советский художник», 1980