Мы готовы сшить для вас
нужный национальный костюм.
Наш адрес: г. Казань,
Мужская обувь народов Северного Кавказа в XVIII - первой половине XIX в
Обувь, бытовавшая у народов Северного
Кавказа в XVIII — первой половине XIX в., поддается более
детальному изучению как по нарративным и иллюстративным источникам,
так и по находкам в наземных склепах. Основные ее типы являются
общими для всех народов Северного Кавказа, а частично встречаются
и в Закавказье, особенно в горных районах. Обувь была приспособлена
к природным условиям и образу жизни горцев и обращала на себя
внимание всех путешественников.
Описывая костюм адыгских народов, авторы отмечают
изящество и красоту отделки обуви. Так, Д'Асколи писал: «Башмаки
узкие, с одним швом спереди, без всяких украшений и никоим образом
не могут ни растягиваться, ни распускаться, они точно приклеены
к ногам и придают изящество походке». Б. Тавернье отмечает, что
сафьяновые башмаки имеют только один шов вдоль ноги. Тебу де Мариньи
упоминает туфли из сафьяна, очень закрытые, без подметок. Ж.-Ш.
Бесс и другие авторы сообщают, что обувь украшалась вышивкой золотом
и серебром 30. Такую обувь шили для членов своей семьи
только женщины.
Литературные источники XVIII —первой половины XIX в. подтверждают фольклорные и более поздние полевые
данные о том, что у адыгов цвет обуви отражал
социальное положение ее владельца. Так, К. Кох пишет: «Туфли красного цвета — у
князей, желтые — у дворян, и из простой кожи — у простых черкесов шьются точно
по ноге, со швом посредине и не имеют подошвы». Несколько неожиданно упоминание
И. Ф. Бларамберга об «элегантных красных туфлях с
очень высокими каблуками» 31. Видимо, это единичный случай.
Если сведения об обуви адыгов известны только по рисункам и описаниям,
то материалы из склепов Осетии и Чечено-Ингушетии
дают образцы самой обуви. Согласно описанию Л. П. Семенова, в
осетинских склепах «мужская обувь была трех родов: 1) чувяки (со
швом на подошве), 2) башмаки с тремя железными шипами, 3) сапоги
с подковками» 32. Более поздние исследования показали,
что в склепах находят обувь из сыромятной кожи с плетеной из ремней
подошвой, очень удобную в горах, так как она не скользит. Ее делали
из шкур не только домашних животных, но, по данным Ю. Клапрота,
также из шкур серны и косули 33. Встречается в склепах
и обувь из сыромятной кожи со швом на носке и заднике. В ней часто
сохраняется стелька из сухой травы. Употребление такой подкладки
имеет очень давнюю традицию, при раскопках Змейского аланского
могильника XII — XIII вв. была обнаружена обувь с растительными
волокнами внутри 34.
Т. Б. Мамукаев говорит о
хорошей сохранности кожаной обуви в наземных склепах и приводит несколько
зарисовок 35. Очень интересно сообщение В. X. Тменова об украшении обуви
«аппликациями из тонкого металла (медь, жесть?). Тонкие медные (?) пластинки,
повторяющие форму обуви, были покрыты чеканкой. Узор очень прост: сочетание
прямых и пересекающихся линий. Пластинки нашиты были на матерчатый чувяк,
натянутый поверх кожаного» 36. К сожалению,
автор не высказывает никаких предположений о датировке этой обуви, несомненно принадлежавшей состоятельным лицам, а также о
том, как часто она встречалась в склепах. Серебряные бляхи и узорные накладки
на обуви обнаружил Д. Я. Самоквасов в могильниках
Пятигорского округа. датированных XIV—XV вв.37 Но наземные
склепы «города мертвых», по мнению большинства исследователей, относятся к XVI — началу XIX в.
Вероятно, обувь с металлическими накладками у осетин встречалась и позднее.
Штедер, М. Энгельгардт и Ф. Паррот38 пишут от обуви
из сыромятной кожи, с плетеной подошвой. Все виды мягкой кожаной
обуви изготовлял и сами горцы. Что касается сапог с подковами
и башмаков с тремя железными шипами, то их носили в городах
Грузии вплоть до XX в. и. возможно, оттуда единичные
экземпляры проникли и на Северный Кавказ.
В материалах по ингушам и чеченцам упоминается
обувь из сыромятной кожи, сафьяна и сапоги с подковками39.
У них чаще, чем у адыгов, бытовала обувь с твердой подошвой и
каблуками, что, видимо, объясняется соседством с Дагестаном.
Наконец, материалы XVIII — первой половины XIX в., в том числе и
изобразительные, показывают, что
многие «простолюдины» в
теплое время года ходили босиком, как это было
и позднее среди беднейших крестьян.
В целом в обуви, более чем в других деталях костюма народов Северного
Кавказа, наблюдается своеобразие форм и определенная
преемственность традиций (см. табл. 2).
Е. Н. Студенецкая
Одежда народов Северного Кавказа
XVIII-XX вв.,
"Наука", Москва, 1989 г.