Мы готовы сшить для вас
нужный национальный костюм.
Наш адрес: г. Казань,
Женские кафтанчики народов Северного Кавказа в XVIII - первой половине XIX в
В известной степени близкую корсету функцию выполняла
еще одна особая одежда, которую мы называем кафтанчиком, претерпевшая в
дальнейшем (во второй половине XIX —начале XX в.) интересную эволюцию. Кафтанчик имел покрой
мужского бешмета, туго обтягивал фигуру и застегивался на металлические
застежки или мелкие пуговки и петли из шнурков.
Существовал ли кафтанчик в XVIII —первой половине XIX в.? Решить этот вопрос не так просто. Наиболее ясную
картину дают материалы по адыгам. На рисунке Гейслера, изображающем черкесскую
княгиню, в вырезе верхнего распашного платья виден кафтанчик со стоячим
воротником и металлическими застежками на груди, а откинутые рукава платья
показывают руку, обтянутую узким рукавом кафтанчика с треугольным выступом
внизу, приходящимся на тыльную сторону ладони. Нельзя выяснить только длину
кафтанчика. На другой иллюстрации из книги И. А. Гюльденштедта под верхним
распашным платьем на женщине видна вторая, более короткая, но все же спускающаяся ниже колеи одежда79. Застежка
у нее на одну пуговицу у талии, воротника пет, рукав узкий. На рисунке Дж. А. Лонгворта изображена девушка в коротком до талии
кафтанчике с металлическими застежками и узкими рукавами, надетом поверх широкой
рубахи. Девушка изображена в домашней обстановке, и верхнего распашного платья
на ней нет. Наконец, на рисунке Лемерсье (начало XIX в.) на
девушке под распашным платьем надет кафтанчик длиной до бедер, с узким рукавом,
открытой шеей и неясным способом застежки.
Итак, ясно, что в освещаемый период у адыгских народов
одежда, надевавшаяся поверх рубахи, по под платье,
существовала в разных вариантах. При этом на рисунке Гейслера она почти
идентична кафтанчикам второй половины XIX в.
Кафтанчик начинали носить девушки, но сохранялся он и у замужних женщин,
становясь более простым но материалу и отделке, более
свободным в груди. Металлические застежки заменялись мелкими металлическими или
шнурковыми пуговками. Видимо, кафтанчик являлся обязательной частью женского
костюма адыгов, во всяком случае в его полном составе.
Встречается кафтанчик и в ногайской одежде,
сходство которой с адыгской уже отмечалось ранее. Кафтанчики
ногаек отличались значительно большей длиной.
Носили ли в этот период кафтанчики карачаевки и балкарки
— неизвестно, но в одном из богатых погребений могильника Карт-Джурт
(XIV—XVII вв.) было найдено 48 пар металлических застежек, расположенных
на груди сверху вниз, как это бывает на кафтанчике 80.
Однако подобные застежки у некоторых народов (осетины,
чеченцы) даже во второй половине XIX в. нашивались не
на кафтанчик, а на платье. Возможно (особенно принимая во внимание
количество застежек), это имело место и в данном случае.
Авторы, пишущие об осетинах в начале XIX в., не упоминают о кафтанчиках, а отмечают лишь, что в торжественных случаях
поверх рубахи надевалось распашное платье. Но среди предметов одежды из
осетинских наземных склепов кафтанчики есть. Для нас из них наиболее интересен
один. Он сшит из шелка на подкладке из хлопчатобумажной ткани с ручной
набойкой. Покрой во всем повторяет покрой мужских бешметов и женских
кафтанчиков более позднего времени. Но рукава короткие и широкие. Застежка на
мелкие пуговки и петли из шнурка, но расположение их необычно. Одна пуговица
пришита около самой шеи, а три другие посажены очень близко друг к другу у
талии. Расстояние между верхней пуговицей и группой нижних составляет 18 см (т. е. равно длине
разреза на рубахе). Такое расположение пуговиц может говорить лишь о том, что
кафтанчик принадлежал замужней женщине и устройство
застежки облегчало процедуру кормления ребенка. Так же устроена застежка на еще
одном кафтанчике в коллекции ГМЭ. Во второй половине XIX в. с
таким вариантом застежки мы не встречались.
Видимо, у осетин кафтанчик существовал, но его
носили в основном замужние женщины. Это подтверждается и рисунком
1790 г., где под платьем виден кафтанчик, доходящий до колен,
с длинными узкими рукавами. На голове убор замужней женщины.
Никаких данных о существовании кафтанчиков, надевавшихся под платье, у чеченцев
и ингушей в XVIII —первой половине XIX в. нам не известно.
По-видимому, в этот период девичьи кафтанчики, надевавшиеся поверх
рубахи под распашное платье, были характерны для адыгских народов.
Позднее они появились у карачаевцев, балкарцев, осетин,
находившихся в сфере влияния Кабарды.
Е. Н. Студенецкая
Одежда народов Северного Кавказа
XVIII-XX вв.,
"Наука", Москва, 1989 г.