Мы готовы сшить для вас
нужный национальный костюм.
Наш адрес: г. Казань,
Девичьи корсеты народов Северного Кавказа в XVIII - первой половине XIX в
Своеобразным видом нательной одежды у народов Северного
Кавказа являлись девичьи корсеты, распространение которых
было обусловлено этническими и социальными различиями. Они бытовали
главным образом у адыгских народов, ранее у балкарцев,
карачаевцев и осетин. Упоминания о ношении корсетов имеются
почти у всех авторов XVIII — половины XIX в.; немало рассказано
об обычаях, связанных с ними (рис. 4).
Чем было вызвано ношение корсетов? У каждого народа
складывается свой идеал красоты. В классовом обществе он был неодинаков у
разных классов. На Северном Кавказе, в особенности у адыгских народов. идеалом женской красоты считалась
стройная фигура, плоская грудь, тонкая талия, «равная по объему завязке для
ноговиц», т. е. 50—55 см. Для достижения такого идеала на девочку 10—12 лет,
как только начинала формироваться фигура, надевали корсет. Его шили из сафьяна
или кожи более простой выработки. Он начинался очень высоко, почти от плечей и
спускался до бедер. Спереди в корсет вставляли две довольно широкие деревянные
пластинки, прижимавшие груди, препятствуя их росту. Сзади вдоль позвоночника
также проходила деревянная пластинка. Корсет туго зашнуровывался спереди при помощи тонкого шнурка.
В коллекциях музеев имеются всего три корсета. Два, приобретенные
у адыгов в конце XIX — начале XX в., хранятся в ГМЭ, один привезен
из Балкарии, находится в Музее Грузии
74. Один из адыгских корсетов сделан из тонкого
красного сафьяна и украшен галуном.
Девушки носили корсет постоянно, в нем они спали и
снимали его, только когда мылись, что было довольно редко. Снимал его, уже
навсегда, муж в первую брачную ночь. Женщины, одевавшие невесту, старались
запутать шнуровку. Новобрачный, сняв корсет, отдавал его своим друзьям, а те —
девушкам, которые тщательно осматривали шнурок, и если выяснялось, что он
разрезан или разорван, подсмеивались над нетерпеливостью молодожена.
Таким образом, корсет носили именно в годы роста и
развития молодого организма. Он деформировал грудную клетку и талию, нарушал
свободное развитие внутренних органов, вызывал раздражение кожи, натирал ее
иногда до крови, способствовал образованию опрелостей. Иногда молодая женщина,
после того как переставала носить корсет, начинала горбиться, так как
слаборазвитый позвоночник, лишенный деревянной опоры, деформировался. Чтобы не
полнеть, девушки не только носили корсет, но и старались меньше есть, спали на жесткой
кровати, подостлав одну циновку.
Большинство свидетельств указывает, что корсет имели лишь девушки
высших сословий. И. Ф. Бларамберг прямо писал, что крестьянские
девушки корсетов не носят. Ю. Клапрот отмечал, что в Осетии
корсеты носят только дочери богатых и знатных фамилий 75.
Крестьянская девушка. которая много работала, вряд ли могла носить
корсет, хотя на этот счет имелись запреты. Так. например, в кабардинском
фольклоре есть рассказ о том, как девушка свободного происхождения,
попав в рабство, по приказу брата носит корсет, этим она подчеркивает
свою социальную принадлежность. Княгиня, владелица рабыни, приказывает
снять корсет, и тогда брат девушки убивает княгиню 76.
Наибольшее распространение корсет имел в Кабарде.
По-кабардински корсет назывался куэншыбэ, по-адыгейски шъохътан
или шъокаптан (народные названия), у карачаевцев и балкарцев
он назывался чуба. Носили его девушки из княжеских семей, а также
дочери наиболее почетных караузденей. В Осетии
он бытовал главным образом в Дигории и Тагаурии у девушек из знатных
фамилий, его называли хæлын кæрц (букв, «кожаная шуба»).
В последней трети XIX в. кожаный корсет стал заменяться сшитым из
нескольких слоев плотной ткани, снаружи его покрывали шелком или бархатом.
Пластинки делали из серебра или рога. Такого рода тугой лиф носили почти все
девушки. В начале XX в. появились европейские
корсеты, но оно считались хуже самодельных, так как не
сдерживали рост груди.
У чеченцев и ингушей, а также в большинстве
районов Осетии корсет не встречался.
Происхождение корсета остается неясным. Термин куэншыбэ в одной из кабардинских
песен XIX в. сопровождается определением «андольская» (т. е. анатолийская — турецкая) 77. Возможно, что он был
запесен к адыгам из Турции. Косвенным подтверждением этого служит то, что
корсет существовал и у абхазов. Позднее у них появился тугой лиф с застежкой
спереди. Его название айлакъ означает,
что эта одежда, «трудно одеваемая и неудобоносимая» 78. Это
название, видимо, более относится к предшественнику такого лифа — корсету.
Е. Н. Студенецкая
Одежда народов Северного Кавказа
XVIII-XX вв.,
"Наука", Москва, 1989 г.