Мы готовы сшить для вас
нужный национальный костюм.
Наш адрес: г. Казань,
Женская одежда народов Северного Кавказа в XVIII - первой половине XIX в
Данные по женской одежде этого периода опираются на те же источники, которые использовались при описании
мужской одежды, и страдают теми же недостатками. Но порядок описания женской
одежды мы приняли иной, начав не с верхней, а с нательной одежды — рубахи,
штанов, корсета. Объясняется это тем, что у ряда народов женская
рубаха одновременно играла и роль платья. Это имело место на Северном Кавказе и в более поздние периоды, но, по-видимому, в исследуемое
время шире был круг народов,
женщины которых носили платье-рубаху (см. табл.
4).
Рубаха и штаны.
Покрой рубахи был туникообразным, длина ее
варьировалась. В одних случаях носили рубахи до щиколоток, а в других — лишь
немного ниже колен. Рукава обычно были длинные и широкие, иногда они закрывали
кисть руки. Женские рубахи шили из холста, иногда шерстяной домотканины, из
бумажных, шелковых и полушелковых тканей, одноцветных или с рисунком.
У адыгских народов в XVIII в.— первой половине XIX в. рубаха служила в основном
нижней одеждой, поверх которой надевалось платье, а иногда и кафтанчик.
Судя по иллюстративным материалам этого периода, рубаха всегда
была видна из-под верхней одежды. Есть данные, что в домашних
условиях в будничные дни девушки могли ходить без платья, в рубахе
и штанах. Ряд авторов XVII в. сообщают, что летом черкесские
и кабардинские женщины могли ходить только в рубахах
и штанах (Я. Стрейс, Э. Кемпфер)85. Таким образом,
обязательность ношения платья поверх рубахи сложилась, видимо,
позднее.
Наиболее скудными являются сведения о женской одежде этого периода у карачаевцев
и балкарцев. Ю. Клапрот рассказывает, что во время летней
жары на женщинах нет ничего, кроме легкого платья из хлопчатобумажной
белой ткани. Видимо, можно считать, что «легкое платье» и есть
платье-рубаха. Там же автор указывает, что когда карачаевцы бывают
вне дома, они носят одежду из сукна разных цветов, а также шубы
66.
Платье-рубаха преобладала в рассматриваемый период и у осетинок.
Обычно ее шили из холста синего или красного цвета, а иногда в
одной рубашке сочетали ткани обоих цветов (М. Энгельгардт и Ф.
Паррот, Карл Кох, Вахушти) 67. Немногочисленные описания
дополняются материалами из осетинских наземных склепов, где преобладает
холст белого, синего или красного цвета68. Изредка
рубаху шили из шелка, по верхнюю часть спины при этом делали из
холста69. Это указывает на то, что в торжественных
случаях, на праздники поверх рубахи надевалась верхняя одежда
— платье или кафтанчик.
Одна из рубах, привезенная Б. А. Куфтиным из
осетинских склепов, имеет особенности. Нагрудный разрез у нее не посередине,
как обычно, а ближе к левому плечу, скрепляется тремя парами завязок (подобные
завязки упоминались при описании мужских рубах у осетин, они встречались даже
на черкеске). Для одежды других народов Северного Кавказа завязки не были
характерны. Рукав этой рубахи из склепа неширок и заканчивается обшлагом. Она
сшита из холста, но шелковыми нитками, что позволяет датировать ее XVIII или первой половиной XIX в.
Для ингушей и чеченцев этого периода наиболее типичным было
платье-рубаха, которая сохранилась у них вплоть до XX в. В XVIII
— первой половине XIX в. ее шили из холста или бумажных тканей,
а также из шелка, преимущественно темных цветов — синего, коричневого,
темно-красного и черного. У Б. Далгата приведены фольклорные тексты,
указывающие, что черная рубаха означала траур по умершему, а красная
— по убитому70. Но красные рубахи не всегда носили
в качестве траурных. У ворота рубаха застегивалась пуговицей (часто
серебряной).
Таким образом, в исследуемый период и в покрое, и в
материале женских рубах было много общего у всех народов Северного Кавказа, но
в употреблении наблюдались различия: у адыгов она чаще была нижней одеждой.
Штаны были обязательной частью одежды женщин Северного Кавказа
в XVIII — первой половине XIX в.
Адыгские женщины носили длинные широкие штаны,
собранные у щиколотки и почти всегда видные из-под рубахи
и верхней одежды.
Некоторые авторы (Вахушти, К. Кох)71 говорят, что осетинские
женщины не носили штанов, но это представляется маловероятным,
так как штаны обнаружены в составе женской одежды и в осетинских
склепах. Они были длинными, с большим клином между штанинами,
которые книзу суживались до 17—18 см и, видимо, висели свободно
или заправлялись в обувь. Сшиты штаны обычно из холста красного,
белого или синего цвета, более богатые шили из полушелковой ткани
восточного происхождения, чаще всего полосатой72. Иногда,
как и в более поздний период, их делали из двух тканей: нижнюю
часть, видную из-под рубахи, шили из более нарядной ткани, верхнюю,
особенно у талии, где в штаны вдевался шнур или тесьма, — из более
простой и прочной ткани.
У ингушей и чеченцев женские штаны шили из холста
или более нарядных тканей, чаще всего красного цвета Есть указания,
относящиеся к началу XIX в., что молодые женщины носили красные
штаны, замужние пожилые — голубые, а девочки — белые 73.
Штаны надевались всегда под рубаху, непосредственно на тело. В
связи с этим обычно обшивка, в которую вдевался шнур, делалась
из более мягкой ткани, а край ее загибали наружу, чтобы шов не
раздражал кожу. В особенности это было важно, когда штаны шили
из грубой шерстяной домотканой материи, о чем нет упоминания в
использованных нами источниках, но об этом нам неоднократно рассказывали
старухи в Чечне, Ингушетии, Осетии, говоря о
«самых стародавних временах, когда и холста почти не было, не
то что ситца».
Е. Н. Студенецкая
Одежда народов Северного Кавказа
XVIII-XX вв.,
"Наука", Москва, 1989 г.