Мы готовы сшить для вас
нужный национальный костюм.
Наш адрес: г. Казань,
Мужские пояса народов Северного Кавказа конца XIX-начала XX в.
Пояс считался обязательным элементом мужского костюма.
Не подпоясанным мужчине нельзя было выйти на улицу, войти к старику или к
человеку, стоявшему выше его по положению. Пояс не носили только дети и очень
дряхлые старики. Во время траура мужчина мог первые дни ходить без пояса или
повязать вместо кожаного пояса полотенце или кусок ткани. Как уже отмечалось,
ношение кожаных поясов с металлическими пряжками и накладками — это древняя
традиция горцев Северного Кавказа (рис. 12).
По нашим материалам можно выделить два типа мужских
поясов: кожаные с металлическим набором и пояса из ткани или войлока.
Во второй половине XIX — начале XX в. более всего были распространены
пояса из узкого кожаного ремня. На одном конце пояс имел пряжку,
в которую продергивался другой конец пояса, снабженный металлическим
наконечником. Пояс туго затягивался на талии, а длинный кончик
ремня продевали в подвижную обоймочку. Пояса этой простейшей формы
носили повседневно, они были доступны любому горцу. Праздничные
пояса украшали многочисленными, часто серебряными бляшками и подвесками
разной формы. Носили пояс на черкеске, на бешмете (если черкеска
не была надета), а иногда и на шубе. У чеченцев и ингушей
пояс изредка надевали и на рубаху.
К поясу подвешивали различные предметы, необходимые
мужчине в дороге, на охоте. Это были сальница
или жирница — прямоугольная металлическая коробочка с
салом для смазывания оружия; отвертка сложной формы для разбора огнестрельного
оружия, служившая иногда и кресалом; брусок для точки кинжала или ножа; пульница; кожаный походный стакан; мешочек, в котором
лежали кремень, трут, кресало и др.. Пастух мог повесить на пояс мешочек с
разной мелочью для лечения скота. Одним словом, пояс заменял карманы. Но
самое главное — на поясе висело оружие: кинжал (или нож в деревянных
полуножнах), пистолет и иногда шашка. Последнюю носили и на портупее.
Праздничный пояс с металлическим, обычно серебряным
набором, кроме пряжки, наконечника и обоймочки, был украшен накладными фигурными бляшками с
чернью, гравировкой, иногда позолотой по серебру. Бляшки были и железные с
насечкой оловом, латунью или золотом. На поясе, особенно спереди, делали
подвески-ремешки с металлическими наконечниками и бляшками. По мере того как
изменялось оружие и вообще падало его значение, пояс все больше становился
украшением. Жирница, отвертка и другие необходимые
предметы заменялись их имитацией. Такие пояса получили особое
распространение в начале XX
в., в основном у молодежи 30.
Оставаясь обязательной частью мужского костюма, пояс
все более приобретал престижное значение. Богато украшенный пояс был гордостью
владельца, особенно молодого богатого франта.
Металлические наборы для поясов делали у мастеров-ювелиров на
заказ или покупали у них готовыми. В этот период мастерами в основном
были дагестанцы (лакцы или кубачинцы),
работавшие в городах и селениях Северного Кавказа отходниками.
Многие из них оседали здесь на длительный период. Немногочисленные
мастера из местного населения работали в той же манере, а иногда
были учениками дагестанцев.
Праздничные пояса часто переходили из рук в руки в
качестве подарка или покупки, поэтому пояс мог свидетельствовать скорее о
социальном и имущественном положении своего владельца, чем о его этнической
принадлежности.
Пояса второго типа — из полосы ткани (видимо, широко распространенные
в более ранние периоды) носили старики, муллы и хаджи, мужчины,
находившиеся в трауре. Ткань складывали в несколько раз, а иногда
скручивали жгутом. Матерчатый пояс могли надеть на бешмет, но
не на черкеску. Такие же пояса, только из другого материала —
войлока шириной в 4—6 см, носили во время косьбы. «На летнем покосе
ременным поясом не подвязывайтесь, он затвердеет, высохнет, спину
потрет», — такой практический совет давала балкарская
песня37.
Традиционные узкие кожаные с металлическим набором
пояса оказались довольно устойчивой частью мужского костюма.
Е. Н. Студенецкая
Одежда народов Северного Кавказа
XVIII-XX вв.,
"Наука", Москва, 1989 г.