Мы готовы сшить для вас
нужный национальный костюм.
Наш адрес: г. Казань,
Мужские штаны народов Северного Кавказа конца XIX-начала XX в.
В XIX в. штаны
надевали непосредственно на тело. Понятие нижних или «внутренних» штанов
появилось позднее, в самом конце XIX — начале XX в. По
покрою верхние и нижние штаны не отличались. Все они делались на вздежке без разреза спереди. На карте представлены три типа
штанов.
1. Штаны с широким шагом. Штанины делали из прямого куска материи
со швами с внутренней стороны, они были равные по ширине сверху
донизу или иногда суженные книзу, со штрипками. Между штанинами
вставляли большой ромбовидный клин из целого куска ткани или составной.
Он доходил до надставки — обшивки верхнего края для вздежки. При
растягивании штанин в стороны по низу получалась почти прямая
линия, достигающая иногда 90 см. Такие штаны были очень удобны
для езды верхом и не стесняли свободу движений при ходьбе. лазании,
перепрыгивании через ручьи и другие препятствия. Штрипки, пришивавшиеся
к низу штанин, были необходимы для удержания их при натягивании
ноговиц и надевании обуви. Этот тип штанов имел наибольшее распространение
у адыгских народов, карачаевцев, балкарцев,
большей части осетин. В меньшей степени он бытовал
у чеченцев и ингушей (рис. 9).
2. Штаны с более узким шагом, книзу суженные. Они имели клип
в шагу из двух или четырех кусков, при сшивании получающий трапециевидную
форму. При другом варианте штанов с узким шагом клинья спускались
по внутренней части штанины иногда ниже колен. При растягивании
штанин ширина в шагу обычно не превышала 40—50 см. Они были распространены
у чеченцев, ингушей, отчасти
у осетин.
3. Штаны с узким шагом без клиньев, сшитые из двух половин,
подкроенных в шагу. Они приближаются к брюкам городского
покроя, но без ширинки, на вздежке. До революции были распространены
мало, чаще всего у чеченцев, ингушей
и в соседнем Дагестане.
Наконец, назовем еще один тип штанов, покрой которых
определять не всегда возможно, так как их шили из овчины, кусков разной формы.
По ширине клина между штанинами (иногда неясно выраженного) они близки ко
второму типу. Штаны из овчины носили в зимнее время, а старики иногда и летом,
особенно на горных пастбищах.
Зимние штаны шили из домотканого сукна. Суконные
штаны носили и летом, но предпочитали для летних штанов окрашенный
холст, различные бумажные плотные ткани — нанку, сатин, «чертову
кожу» и др. У всех типов штанов по верху пришивалась полоса из
бумажной ткани, в сгиб которой продергивали вздежку, чаще всего
из шерстяной или бумажной тесьмы домашнего производства. Край
этой обшивки загибался не внутрь, а наружу.
В ряде случаев на суконных штанах швы изнутри обшивали
полоской бумажной ткани. Все это было связано с тем, что штаны из любого
материала надевались непосредственно на тело.
Нижние или «внутренние» штаны появились в конце XIX — начале XX в. и
имелись далеко не у всех.
Традиционные штаны первого и второго типа носились и
после революции, особенно стариками.
Особенно долго сохранялся традиционный покрой для
нижних штанов.
Значительный интерес представляет терминология, связанная с этим
элементом одежды. У карачаевцев и балкарцев
штаны называются кёнчек — термин, имевшийся в языке половцев,
но не употребляющийся сейчас другими тюркскими народами. Тем более
примечательно, что адыгское наименование штанов (гъончэдж — адыг.,
гъуэншэдж — кабард.) является вариантом того же названия кёнчек.
В адыгские языки оно могло войти непосредственно от половцев,
вытеснив полностью более ранний неизвестный нам адыгский термин.
Штаны адыгских народов однотипны с балкарскими
и карачаевскими и по своему покрою близки к тем,
которые характерны для тюрков-кочевников.
У других народов Северного Кавказа для наименования штанов имеются
собственные термины (осетины — хæлаф, чеченцы
— хечи, ингуши — хечий), но для штанов из сукна
или шерстяной материи осетины употребляют слово
салбар, чеченцы и ингуши — шарбал. У карачаевцев
и балкарцев существует слово шалбар, но оно имеет несколько
презрительный оттенок: штаны неуклюжие, широкие, штаны из грубого
сукна. Слово шалбар считается иранским, но в форме шелвар — «широкие
штаны» имеется в турецком языке, откуда, видимо, проникло и в
русский язык в форме шаровары.
Штаны с широким шагом, с большой мотней частично бытовали
и среди славянских народов, но только в районах их соприкосновения или связей с
тюркскими народами (уральские казаки, украинцы, в особенности запорожцы). Это
может служить косвенным подтверждением возможности влияния тюрков (половцев) на
бытовую культуру коренного населения Северного Кавказа.
Е. Н. Студенецкая
Одежда народов Северного Кавказа
XVIII-XX вв.,
"Наука", Москва, 1989 г.