Мы готовы сшить для вас
нужный национальный костюм.
Наш адрес: г. Казань,
Девичьи головные уборы народов Северного Кавказа конца XIX-начала XX в.
У большинства народов женский головной убор
представляет довольно сложный комплекс, несущий в себе значительную информацию.
По головному убору обычно можно определить не только, к какому народу
принадлежит его носительница, но и к какой локальной группе. Он позволяет
отличить девушку от замужней женщины. а иногда дает и более точные подробности (различались
головные уборы просватанной девушки, старой девы, молодухи, вдовы, старухи и т.
п.). Во многих случаях головной убор отражал сословные различия, имущественное
положение, место проживания (город или деревня). В нем часто устойчиво
сохранялись архаические черты, отдельные его элементы имели охранно-магические
функции.
Все вышесказанное объясняет интерес этнографов,
занимающихся одеждой, к этому элементу женского костюма, даже при рассмотрении
его в масштабах одного народа 126. Тем более интересно сопоставление
головного убора у разных народов, живущих на смежной территории.
Нами выявлены следующие основные типы девичьих головных
уборов: 1) шали и платки с различными способами повязывания,
надеваемые непосредственно на голову; 2) шарфы; 3) сочетание платка,
шарфа, шали с шапочкой; 4) шапочка, носившаяся без платка.
Основной частью девичьего головного убора в рассматриваемый
период являлся большой платок или шаль, в начале XX в. в обиход вошли также шарфы.
Девушки надевали на голову один платок или шаль, а позднее шарф. У ряда народов
девушки носили шапочки, особенно на свадьбу или в других торжественных случаях,
и тогда платок, шаль или шарф надевались различными способами поверх шапочки.
Способы ношения платков или шалей разнообразны. Шаль или большой
платок всегда складывали углом, но надевали по-разному: а) шаль
накладывали на голову углом на спину, два других конца свешивали
спереди на грудь; б) правый конец проводился под подбородком и
закидывался на спину через левое плечо; в) оба конца проводились
под подбородком, а иногда завязывались полуузлом, а затем закидывались
на спину; г) закинутые на спину концы завязывали сзади на шее
(эти способы были распространены у всех народов Северного Кавказа,
но особенно у адыгейцев, черкесов, кабардинцев, карачаевцев,
балкарцев и осетин); д) платок (шаль) складывали углом
и накидывали на голову, все концы спускались на спину и висели
свободно (такой способ ношения платка чаще встречался в Осетии,
Чечне и Ингушетии, реже в других
местах); е) шаль складывали углом, один конец спереди проводили
под подбородком на спину, другой закидывали на темя (этот способ
характерен для чеченок и адыгеек) (рис. 34).
Концы шарфа чаще всего спускали спереди или один из
концов закидывали назад через левое плечо, иногда предварительно обмотав вокруг
шеи.
Таков был наиболее распространенный девичий головной
убор. Он позволял видеть волосы, иногда на лбу подстриженные челкой или подрезанные
на висках. Волосы заплетали в косы, количество которых зависело в основном от
густоты волос, преобладали две косы. Путешественники, наблюдавшие адыгов в XVII—XVIII вв.,
упоминают, что девушки могли ходить с волосами, заплетенными в косы или даже
распущенными, без головного убора, что позднее не было принято.
Все вышеописанные способы ношения платков и шалей наблюдались
и в тех случаях, когда под платок надевали шапочку, которую носили
девушки и замужние женщины до рождения первого ребенка. Подростки
и молодые девушки могли ходить и в одной шапочке (особенно в Адыгее).
В начале XX в. некоторые девушки ходили с открытой головой, особенно
если на плечах у них была шаль или шарф. Но это было уже поздним
явлением и осуждалось старшим поколением. При этом косы иногда
уже заменялись европейской прической. Чаще всего это имело место
в семьях интеллигенции и главным образом в районах, примыкавших
к крупным городам (у адыгейцев, осетин)
(карта 8).
Е. Н. Студенецкая
Одежда народов Северного Кавказа
XVIII-XX вв.,
"Наука", Москва, 1989 г.