Мы готовы сшить для вас
нужный национальный костюм.
Наш адрес: г. Казань,
Женские рубахи народов Северного Кавказа конца XIX-начала XX в.
Женская нательная одежда состояла из рубахи и штанов, типы которых
показаны на карте. Прежде чем перейти к характеристике этих типов,
необходимо рассмотреть функцию рубахи у различных народов Северного
Кавказа в конце XIX — начале XX в. Мы уже касались этого вопроса
при освещении предыдущего хронологического периода, но конец XIX
в. внес известные изменения. У большинства народов: кабардинцев,
черкесов, карачаевцев, балкарцев, осетин — рубаха уже
не являлась достаточной одеждой не только для выхода из дома,
но и в домашних условиях. Поверх рубахи считалось обязательным
надевать распашные или закрытые платья, а начиная с 12—13 лет
под платье поверх рубахи надевали еще и кафтанчик. Несмотря на
это, рубаха еще не понималась как белье, она была видна в разрез
платья и тем самым сохраняла функции составной части и выходного,
и даже праздничного костюма (карта 6).
У чеченцев и ингушей женская рубаха и в этот
период считалась (в сочетании с надетыми под нее штанами) достаточной
одеждой для выхода за пределы дома, селения, на праздник, так
же как это было и в соседнем Дагестане90.
Этому не противоречит существование в праздничной одежде молодой
чеченской и ингушской девушки распашного платья, надевавшегося
поверх рубахи.
Примерно такое же положение наблюдалось у западных черкесов
(нынешних адыгейцев).
В первом случае мы имеем дело с рубахой, а во втором —
с платьем-рубахой. Платье-рубаха в прошлом было характерно для многих народов
нашей страны — народов Средней Азии, Поволжья, русских южных районов и др.
Подтверждение такого деления на платье-рубаху и просто рубаху
находим в национальной терминологии, связанной с одеждой и ее
развитием. Карачаевцы и балкарцы называли рубаху
кёлек, осетины — хχдон, кабардинцы
— джанэ. Платье, надевавшееся поверх рубахи, носило другое название.
В более поздний период, при переходе на городскую одежду, названия
кёлек, хχдон, джан сохранились за рубашкой-бельем, хотя покрой
ее и изменился. Платье же современного покроя называют ранее существовавшим
термином, обозначавшим платье (чепкен, къаба, босцей). У чеченцев
и ингушей рубаха называлась коч, этот термин перешел
и на современное платье, поскольку функции прежней рубахи и современного
платья совпадают. Для обозначения белья, нижней рубахи, к слову
поч прибавляют прилагательное «внутренняя» (т. е. надеваемая внутрь,
под них). У адыгейцев рубашка называется джанэ. Этот же термин
(подобно чеченскому коч) перешел и на современное платье. Наименование
же платья распашного, надевавшегося (не всегда) поверх рубашки,—
сай; в настоящее время оно применяется только к распашному национальному
платью старинного покроя.
Функциональное назначение рубахи в прошлом (отмеченное и на карте)
не могло не влиять на выбор материала, расцветку ткани, эволюцию
покроя. Так, у чеченцев и ингушей и во второй
половине XIX в. еще встречались рубахи из шерстяной домотканины91,
а позднее их иногда шили из покупной шерстяной материи, что не
было принято у других народов Северного Кавказа. Носили также
рубахи из крашеного холста, а позднее из ситца, сатина, бумазеи.
Праздничные рубахи шили из шелка. У чеченцев и ингушей,
отчасти осетин встречались рубахи темных цветов
— коричневого, синего, темно-красного, даже черного.
Кабардинцы, карачаевцы, балкарцы, осетины, адыгейцы
для праздничных рубах употребляли шелковые ткани типа канауса,
реже репса, на будничные рубахи — хлопчатобумажную турецкую ткань
боз (бязь), впоследствии вытесненную ситцем, сатином. Наряду с
красным и синим для праздничных рубах покупали шелка более светлых
цветов — оранжевый, палевый, желтый, голубой, белый, салатный
и др. Будничные рубашки шили также более светлыми 92.
У всех народов Северного Кавказа для рубах
предпочитали выбирать одноцветные ткани или материал с мелким неброским
рисунком.
Нами выделены следующие основные типы рубах, сменявших
друг друга, но одновременно сосуществовавших в конце XIX — начале XX в.
(рис. 17).
Первый, основной тип, идущий из более ранних периодов
— туникообразная рубаха. Она имела перекидное плечо,
довольно широкий и длинный рукав, пришитый к стану по прямой линии, с
ластовицей. Книзу рубаха расширялась за счет боковых клиньев, идущих к
подмышке. Клинья могли быть составными из двух частей, со швом на боку или
цельными в виде сильно вытянутого равнобедренного треугольника; при этом его
вершина вшивалась в шов рукава, заменяя ластовицу. Второй вариант покроя
применяли при употреблении более широкой ткани. На груди посередине делали
прямой разрез, застегивающийся у горла на одну пуговицу. Вырез оформляли по
шее, иногда с небольшой стоечкой. Обычно на плечах, верхней части спины,
спереди вдоль разреза делалась подкладка из той же ткани. Иногда (главным
образом у чеченцев, ингушей, осетин) на спине вставляли кусок ткани другого
качества и цвета.
Длина рубахи была различной. В Чечне встречались
рубахи чуть ниже колена, а вместе с тем и длинные до щиколотки.
У других народов явно преобладали длинные рубахи. Праздничные
рубахи, на которые сверху надевались бархатные или шелковые распашные
платья, украшенные галунами и вышивкой, или нарядные кафтанчики,
отличались не только качеством материала, но еще длиной, а иногда
и покроем рукавов. Рукав повседневной будничной рубахи доходил
до кисти, в ряде случаев прикрывая ее. Рукав праздничной рубахи
делали очень длинным, порой до подола платья и книзу сильно расширяли.
Часто расширение рукава достигалось надставкой или оборкой, пришитой
около локтя. Туникообразный покрой рубахи при этом сохранялся.
Праздничные рубахи по нижнему краю рукава, разрезу,
вороту и подолу иногда обшивали галуном или плетенкой из золотых ниток.
В некоторых случаях спинку и верхнюю часть рукавов, которые не
были видны под платьем, делали из более плотной шелковой или даже
бумажной ткани. Интересно отметить еще одну «рационализацию»,
возможную лишь при туникообразном покрое рубахи: разрез, у ворота
застегивающийся на пуговицу, делали не только на груди, но и на
спине. Это позволяло по мере выгорания и загрязнения рубахи на
груди надевать ее задом наперед и таким образом «продлевать ей
жизнь». Такие рубахи нам известны у кабардинцев и балкарцев.
По сообщению О. А. Сухаревой, это наблюдалось и в сельских районах
Средней Азии.
Рубаха второго типа, с выкройными
проймами и сшитым плечом, появилась в самом конце XIX в. Она
была уже в плечах, чем туникообразная, и удобнее для
надевания под платье или кафтанчик. На рукавах, доходящих до кисти, делали
обшлажок или по краю продергивали резинку. Такого рода рубахи получили
распространение среди молодых. У старшего поколения сохранялись рубахи туникообразного покроя.
Праздничные рубахи с выкройными
проймами шили из шелковых тканей, по низу рукава на обшлаге иногда прокладывали
галун.
К самому концу XIX — началу XX в. относится появление рубахи
внутренней или нижней, которая надевалась под верхнюю рубаху и
играла роль белья. Ее шили обычно из белой ткани, чаще всего туникообразного
покроя. Однако нижняя рубаха была лишь у более зажиточных женщин.
Наибольшее распространение она получила у адыгейцев.
Наличие нижней рубахи позволяло в праздники ограничиться надеванием
под распашное платье шелковой нижней юбки и привязывать выше локтя
широкие и длинные шелковые рукава того же цвета. Такая имитация
шелковой рубахи встречалась только в тех районах, где поверх рубахи
обязательно надевали кафтанчик и платье, т. е. у кабардинцев,
карачаевцев, балкарцев, осетин93.
Эволюция рубахи, игравшей одновременно и роль платья, у чеченцев,
ингушей, отчасти адыгейцев была сложной.
Рубаха начала сближаться с платьем в начале XX в. Как уже отмечалось
выше, рубаха туникообразного покроя стала уступать место рубахе
с выкройными проймами и сшивным плечом. При этом плечо рубахи
сузилось, шов, соединяющий рукав со станом, при выкройной пройме
шел выше, при туникообразном же покрое он оказался ниже плеча,
в верхней части рукава.
Ширину рубахи, удобную при работе, хождении по горам, манере
сидеть на полу, стремились сохранить. Это достигалось разными
способами. В начале XX в. чеченские и ингушские
девушки начали носить платье-рубаху, которое спереди было довольно
узким, а сзади широким, так как от шеи до подола, а иногда от
талии до подола в задний шов вшивался двойной клин, образующий
клёш. Спереди сверху до низу была застрочена складка, прикрывавшая
разрез на груди; рукава до кисти прямые или на обшлаге. Такую
рубаху называли гейш-коч. Вошла она в моду в первом десятилетии
XX в. Не исключено, что ее название — отголосок русско-японской
войны. Ведь именно в эти годы появилось в России наименование
«кимоно» для одного из покроев рукава. Старухи осуждали такой
покрой, называя его «грешной рубахой». Такая рубаха, приобретенная
в 1907 г., имеется в коллекциях ГМЭ (1284-9).
Примерно с 1915 г. начали носить платье-рубаху на кокетке,
иногда только спереди, с оборками из-под нее. Кокетку оттеняли строчкой или кружевом. Рукав был выкройной, иногда с буфом на плече. Фасон рубахи-платья на
кокетке оказался наиболее перспективным, он встречается до сих пор. Интересно,
что такая же эволюция платья-рубахи характерна и для некавказских народов
(узбеков, таджиков и др.).
У адыгейцев развитие платья-рубахи пошло иным
путем. Адыгейские женщины не так стремились сохранить ширину платья-рубахи
и к кокетке прибегали в исключительных случаях. При сохранении
цельного покроя платье у них расширялось только от талии при помощи
клиньев.
Е. Н. Студенецкая
Одежда народов Северного Кавказа
XVIII-XX вв.,
"Наука", Москва, 1989 г.