Мы готовы сшить для вас
нужный национальный костюм.
Наш адрес: г. Казань,
Женская теплая одежда народов Северного Кавказа конца XIX-начала XX в.
Вопрос о ношении женщинами народов Северного Кавказа
теплой верхней одежды весьма запутанный, что можно объяснить недостаточным
вниманием к нему дореволюционных авторов и несколько предвзятым подходом
исследователей в первые годы Советской власти. Литература этого периода считала
непреложным положение о том, что горянке не разрешалось носить теплую одежду,
независимо от ее возраста, национальности и района обитания.
Необходимость вовлечения женщин в производство,
общественную жизнь, раскрепощение от старых, унижающих обычаев, стали главной
задачей в первые годы Советской власти. Все это было предпосылкой для проведения
политической кампании «Пальто — горянке». Местами она вызвала яростное
сопротивление мусульманского духовенства и наиболее отсталой части населения.
Протест против ношения теплой одежды даже там, где ее носили и в старину, был
направлен не столько против самого «нарушения обычая», сколько против всего
нового, что несла с собой Советская власть.
На самом деле наличие или отсутствие теплой одежды у
горянок определялось географическими условиями (горы или плоскость), возрастом
и семейным положением, материальным благосостоянием и отчасти сословной
принадлежностью.
Типы теплой одежды были довольно разнообразны: это 1)
шуба из овечьей шкуры или другого меха, нагольная или крытая; 2) одежда, сшитая
из ткани, стеганая на шерсти или на вате; 3) наплечная шаль, заменяющая теплую
одежду (карачаевцы и балкарцы ее называли палтон-джаулукъ).
При рассмотрении теплой одежды приходится учитывать
то, что одни виды ее (шубы, шали) носили пожилые женщины, а другие (капталы) —
замужние лет с 25—30. При этом надо иметь в виду, что женщины-горянки уже с
сорока лет могли считаться пожилыми. Это очень запутывает картину преобладания
и бытования того или иного типа одежды.
В холодное время года женщины могли надевать и
несколько рубах или платьев одно на другое117. Надо учитывать и то,
что в более ранний период, а у некоторых народов вплоть до конца XIX в., женскую одежду иногда шили из домотканого сукна,
грубого, но теплого.
Нагольные или крытые шубы из овчины во второй половине XIX —
начале XX в. носили женщины замужние, чаще всего пожилые, в Чечне,
Ингушетии, горных районах Осетии, в
Карачае и Балкарии118. Шубы делали
отрезными, прилегающими в верхней части и расширяющимися от талии
к подолу. Воротника не было, застежка от ворота до талии встык.
Шубу делали из шкурок молодого барашка (курпей, эльтир)119.
Чтобы она была легче и тоньше, мех подстригали. Качество меха
определялось зажиточностью хозяйки шубы. Богатые женщины покрывали
шубы плотной тканью — сатином, «чертовой кожей», шелком, иногда
даже парчой (рис. 30).
В этом случае галун служил не только для украшения, но
и для закрепления этого самого важного шва.
Наиболее широко были распространены капталы у карачаевцев
и балкарцев. У кабардинцев и черкесов
они встречались гораздо реже, что, видимо, объясняется более теплым
климатом. У адыгейцев, по словам информаторов,
каптал шили коротким, выше колен. Но он был далеко не у всех и
тогда для тепла надевали несколько рубах.
В Северной Осетии стеганый каптал во второй
половине XIX в. встречался уже не часто120. Но материалы
из наземных склепов позволяют судить, что по общему облику и покрою
он был сходен с капталами других народов.
У ингушей дольше, чем у других народов, сохранялся
обычай зимой носить шубы и женщинам. Но наряду с шубами существовали
и стеганые капталы, короткие у молодых и более длинные у старух.
Чеченские информаторы указывают, что каптал и шубу полагалось
носить только во время чилле (сорок самых холодных дней года).
Обычно он был короче платья-рубахи, но по покрою совпадал с вышеописанными
капталами других народов Северного Кавказа. Иногда у пояса на
него пришивали серебряные крупные застежки, а грудь была открыта.
Чеченцы, ингуши, адыгейцы носили каптал поверх
платья-рубахи. У остальных народов его надевали иногда поверх
платья или даже под него.
Обычай носить вместо теплой одежды шаль типа пледа, накинутую
на плечи, а иногда и на голову, был особенно характерен для карачаевцев,
балкарцев, осетин и вообще жителей горных районов. Это
следствие обычая, по которому девушки и молодые женщины не носили
теплую одежду.
У карачаевцев такой плед называли палтон-джаулукъ,
т. е. «пальто-шаль». Этот термин несомненно много «моложе» самого
обычая использовать шаль как теплую верхнюю одежду. Шали шили
из домотканого сукна, а в конце XIX — начале XX в. преобладали
покупные часто клетчатые пледы. Осетинки иногда
сами вязали из шерсти шали или большие треугольные косынки (в
начале XX в.). Старые женщины носили шали в сочетании с капталом
и даже шубой.
Е. Н. Студенецкая
Одежда народов Северного Кавказа
XVIII-XX вв.,
"Наука", Москва, 1989 г.