Мы готовы сшить для вас
нужный национальный костюм.
Наш адрес: г. Казань,
Тенденции развития марийского национального костюма в 20-40 гг.
Молотова Т.Л.
Октябрьская революция внесла коренные изменения в быт
сельского населения. Ломка бытового уклада не могла не сказаться на
традиционной культуре, в частности, на костюме.
В первые годы после революции материальная культура
марийцев имела значительное разнообразие, что
объяснялось устойчивой обособленностью трех субэтносов народа, слабыми
хозяйственно-культурными связями между ними, традиционностью быта. В первое
десятилетие Советской власти сохранялись традиционные формы народной одежды, а
следовательно, сохранялись территориальные различия, которые проявлялись в ее
покрое, орнаментации, отделке и в форме головных уборов. Для изготовления
одежды продолжали применять домашние материалы: посконный холст, сукно белого
или черного цвета, овчину. У горных марийцев, проживающих вблизи промышленных
центров, использовались фабричные ткани.
В первые годы Советской власти существенных изменений
в народном костюме не произошло. Решающим моментом, который внес изменения в
народный костюм, была коллективизация. Именно в этот период наиболее интенсивно происходила ломка старого бытового уклада.
Именно для начала 30-х годов характерен отказ женщин
от некоторых традиционных форм народного костюма. Молодые марийки публично
сжигали на костре женские головные уборы в знак протеста против зависимого и
приниженного положения женщины в семье76. Этому способствовало также
вовлечение женщин в общественную жизнь. Благодаря этим мероприятиям шло
утверждение нового и отрицание старого в материальной культуре марийцев, в
частности, и в такой существенной ее части, как народный костюм (особенно
женский). Однако значительная часть женщин старшего и среднего возраста еще
продолжала носить традиционные формы народной одежды (головные уборы, обувь и
т. д.).
В этот период возникает интерес к народному костюму
как к элементу, подчеркивающему свободное развитие народа и равноправное
участие его в государственной жизни, с одной стороны, а с другой, как к
предмету, отражающему культуру и художественный вкус народа. В целях
исследования марийской народной одежды издаются рекомендации и программы по
сбору материалов не только о традиционном костюме, но и о тех изменениях,
которые происходили в нем в новых социально-экономических условиях77.
Художница Е. Д. Атлашкина разработала программу для сбора материала по
традиционному народному костюму и растительным краскам78.
В Йошкар-Оле (1928 г.) была открыта небольшая артель «Труженица», где
производились предметы различного ассортимента с вышивкой по народным мотивам.
В 1929 году организовали мастерскую по производству полотна с национальными
узорами, преобразованную вскоре в школу труда имени 8 Марта. Артель и мастерская
сыграли важную роль в приобщении мариек к промышленному производству, а также
в сохранении и развитии самобытной марийской вышивки. Кроме профессионального
вышивального мастерства, мастерская давала общее семилетнее образование. Она
выпускала инструкторов, которые должны были организовать в районах области артели
по изготовлению усовершенствованной марийской одежды.
В конце 20-х-начале 30-х годов начинается постепенная
трансформация элементов народного костюма. Изменения в первую очередь коснулись
женских головных уборов. Так, головной убор части луговых мариек шымакш стал
орнаментироваться только в остроконечной части (шымакш вуй) и на его
конце (шымакш поч). При этом традиционные виды вышивки - набор и счетная
гладь сочетались с новым видом - крестик. Шымакш существенно уменьшился в
размерах и вместо размеров 60x20 см он представлял полотнище 50x10 см.
Эта же тенденция упрощения орнаментации и изменения размера характерна и для
женского головного убора сорока, у которого значительно уменьшилось очелье (сорока
санга). У традиционной сороки очелье достигало значительных размеров 15-25
см. Например, в рассматриваемый период у санчурско-яранских марийцев эта часть
убора была уже небольших размеров - высота не достигала 5 см. У марийцев, проживающих
около Йошкар-Олы, очелье сороки к этому моменту было также небольшим
(2-3 см). К концу 40-х годов сорока у последних постепенно превратилась в шапочку
из холста с небольшой вышивкой крестом, т. е. от традиционного головного убора
осталась лишь шапочка-волосник79.
В 30-е годы большинство горномариек расстаются с
полотенчатым женским головным убором шарпан и заменяют его на платок из
батиста, сатина или ситца однотонной светлой расцветки с небольшой вышивкой
гладью. Платок становится одним из основных головных уборов женщин. Причем
луговые, в отличие от горных мариек, носили яркие фабричные платки.
Постепенно начинает изменяться нательная и верхняя
одежда, что проявляется в тканях, отделке и покрое. Для изготовления одежды,
как и раньше, применяли домашний холст, но чаще всего его ткали с применением
фабричных ниток. Холст, сотканный наполовину из конопляных и фабричных ниток,
назывался - «полукрученко вынер». Для праздничной одежды ткали холст
полностью из фабричных ниток (панга вынер, мамык вынер, ирса мынер). С применением
фабричных ниток уменьшается и вес домотканных полотен, так как хлопковое
волокно легче конопляного и льняного. В рассматриваемый период марийцы
значительно больше, чем в дореволюционное время, употребляли льняную ткань. Это
было связано с общими процессами в стране - ввиду нехватки хлопчатобумажных
тканей для изготовления одежды использовали лен.
Тенденция уменьшения традиционной вышивки на элементах
одежды наметилась еще в первое десятилетие XX века. В советский период этот процесс ускоряется. С
конца 20-годов начинает видоизменяться характер и цветовая гамма вышивки. Таким
образом, эволюция орнаментации происходила в три этапа: 1) уменьшение
количества традиционной вышивки; 2) внедрение новых способов и мотивов вышивки;
3) применение различных ярких ниток.
Уменьшение количества вышивки в данный период было
характерно для всех групп народа. Например, рубаха луговых марийцев
юго-восточной части республики, отличавшаяся в более ранний период богатой
орнаментацией, к началу 30-х годов утрачивает вышивку вдоль всех швов и части
рукавов. Она остается в небольшом количестве у грудного разреза, на плече, на
концах рукавов и на подоле. Орнаментация на рубахе молодых женщин данной группы
с утратой богатой традиционной вышивки начинает выполняться исключительно
крестом из ярких шерстяных ниток. Таким образом, трудоемкие виды старинной
вышивки (роспись, счетная гладь, набор) постепенно уступили место более легкому
способу орнаментации - крестик, а в более поздний период - вышивке гладью. По
данным наших полевых исследований, первый вид вышивки появился в начале XX века у горных и части луговых (в юго-восточной части
края) марийцев, но применялся он тогда в незначительном количестве и у вторых
лишь для украшения нашмака (часть женского головного убора шарпан). У луговых
мариек северо-восточных районов МССР в начале 30-х годов крестик использовался
для оформления рубахи и головного убора. Но техника вышивания крестом,
воспринятая от русских, сохраняла у мариек один из традиционных приемов
орнаментации - наносить рисунок по счету нитей с обратной стороны80.
У горных марийцев в 30-е годы вышивка почти полностью
утрачивается на рубахе, т. е. исчезает даже небольшая нагрудная вышивка,
выполненная на отдельной ткани, которая пришивалась к грудному разрезу. Таким
образом, на горномарийской женской рубахе остается очень маленькая вышивка у плечевого
шва, выполненная черными нитками. Однако с утратой вышивки на рубахе более
красочно, с применением разноцветных ниток, начинают орнаментировать съемные
манжеты и фартук.
Цветовая гамма вышивки у мариек становится яркой и контрастной. Наряду с ярко
окрашенной домашней шерстяной пряжей разных цветов стали применять фабричные
хлопчатобумажные нитки. Кроме четырех основных цветов (красный, черный, зеленый
и желтый), где красный преобладал, в орнаментации появились яркие цвета: розовый,
голубой, синий, фиолетовый, ярко-желтый и др. Следует подчеркнуть, что с внедрением
новых видов вышивки изменялась не только цветовая гамма, но и орнаментальные
мотивы: вместе с зооморфными, антропоморфными и геометрическими мотивами использовались
натуралистические изображения различных цветов, животных, птиц и насекомых.
Эта тенденция была характерна и другим народам Среднего Поволжья (мордве,
удмуртам, чувашам)81.
Эволюция вышивки была связана не только с влиянием
городской одежды, но и с утратой полунатурального характера крестьянского
хозяйства — занятость женщины в общественном производстве оставляла мало
времени для таких трудоемких работ, как ткачество и вышивание.
В начале 30-х годов некоторые изменения происходят и в покрое традиционной
одежды. С внедрением вышивки крестом у луговых марийцев северо-восточных районов
республики на женской туникообразной рубахе правый асимметричный грудной разрез
заменяется центральным, как у остальной части марийцев. У группы горных мари
на грудном разрезе женской рубахи появляется новый элемент - планка, которая
застегивается на пуговицы, а на концах рукавов - съемные манжеты, украшенные
лентами и вышивкой крестом.
30-е годы явились не только периодом творческой переработки старых форм одежды
по пути ее упрощения, но и временем возникновения новых элементов народного
костюма. Например, около Йошкар-Олы и в его ближайших окрестностях у
женщин появляется новый тип нательного платья, которое впоследствии назвали
«йошкар-ола тувыр» (йошкар-олинская рубаха) или «сорокан тувыр» -
по названию территориальной группы марийцев, живущих в данной местности.
Платье шили исключительно из фабричных тканей - коленкора или бязи, но цвет
его оставался традиционно белым. По покрою оно было прямоспинным с вырезной
проймой и вшивными рукавами, что позволяла ширина фабричной ткани. Грудной разрез
платья был центральным, к вороту пришивался отложной воротничок - совершенно
новый элемент в одежде мариек. К подолу платья пришивали широкую (20-25 см)
оборку, изготовленную из однотонного сатина, ситца или шелка. Платье у оборки
украшалось вышивкой крестом; в других его частях орнаментация отсутствовала.
К оборке пришивали ленты, кружева, чаще всего фабричного производства (рис.
33).
Во время полевых этнографических исследований в
Медведевском районе нам удалось выявить форму рубахи, из которой, по всей
вероятности, впоследствии возникло платье с оборкой. Оно представляло холщовую
туникообразную рубаху с небольшой оборкой шириной 5 см из однотонного сатина
или ситца, которая заменяла часть вышивки на подоле. Традиционная старинная
вышивка на ней сохранялась. По нашим материалам, подобная рубаха в этом районе
республики бытовала в 20-е годы82.
Одновременно с возникновением платья с оборкой у
вышеназванной группы появляется новый тип передника с грудкой и крылышками (рис.
34) из однотонного сатина, ситца или шелка. Такой фартук носили в сочетании с
«йошкар-олинской рубахой».
Возникновение совершенно новых элементов национальной
одежды у марийцев было связано с культурным влиянием столицы, ростом
благосостояния марийского населения, возможностью приобретать промышленные
товары (ткани, нитки для вышивания). Среди молодых женщин Йошкар-Олинского
района распространились платье и фартук с крылышками. За пределами этой части
республики в довоенный период новый комплекс национальной одежды не бытовал.
Вероятно, возникновение такого комплекса одежды было
связано с общими процессами: внедрением фабричных тканей и ниток; влиянием
городской моды; стремлением уменьшить
количество времени на изготовление одежды. Последнее подтверждает то, что для
украшения подобного платья требовалось меньше затрат на орнаментацию, поскольку
она располагалась только на подоле платья и выполнялась более легким способом,
чем традиционная вышивка.
Что касается городской одежды, то среди сельского
населения ее носили только мужчины, а среди женщин - представительницы
интеллигенции. Некоторые городские виды одежды надевали в сочетании с
традиционными элементами костюма.
Трансформация в марийском костюме становится
интенсивней в конце 30-х-начале 40-х годов, что определялось общим процессом
экономического, общественного и культурного развития. В годы первых пятилеток в
процессе промышленного строительства появляются национальные кадры рабочих.
Десятки марийских мужчин и женщин навсегда связывали свою жизнь с промышленными
предприятиями республики. Вместе с тем менялся быт и облик марийца-рабочего.
В предвоенный период значительную модернизацию
претерпела одежда мужской части населения, особенно молодежи. Многие
традиционные элементы костюма исчезли, на смену им пришли общегородские формы
одежды. Изменилась, и цветовая гамма мужской одежды: белый цвет уступил место
более темным цветам. Однако белая косоворотка, украшенная вышивкой крестом
(рис. 35), бытовала среди основной массы марийцев. Ее носили навыпуск, подпоясывая
плетеным или кожаным ремнем. Наряду с косовороткой бытовала «украинка» - рубаха
с отложным воротником и вышивкой крестом у грудного разреза. Среди местных
партийных и советских работников были распространены брюки-галифе, гимнастерки
и сапоги.
Ратуя за новые обряды, народ не забывал и те добрые,
полезные традиции, которые были выработаны на протяжении веков народной
мудростью, опытом, практикой. Так, в 30-40-е годы бытовала традиционная
свадебная одежда со всеми ее специфическими элементами.
Предвоенные годы характеризовались бытованием
разностадийных форм народного костюма. Только молодые женщины в сельской
местности носили трансформированный костюм с яркой орнаментацией и новыми
конструктивными элементами. Старые и пожилые марийки придерживались старинного
традиционного костюма.
Трансформация и модернизация народного костюма была
прервана Великой Отечественной войной. Из-за нехватки фабричных тканей в годы
войны возродилось домашнее изготовление тканей, сукна, лаптей. В эти годы у
большинства колхозниц-мариек продолжал бытовать народный костюм.
В годы войны колхозники республики все свои силы и
средства направляли на помощь фронту. Они выделяли из личных запасов теплые
вещи. Женщины в свободное от работы время вязали варежки, носки, шарфы. В первый год войны для фронта ими было
сдано 6380 полушубков, 11665 шапок-ушанок, 19470 пар валенок, 28145 пар
варежек, 20 тыс. пар шерстяных носков и т. д. В последующие годы от тружеников
МССР на фронт были отправлены десятки тысяч теплых вещей. В фонд обороны поступили
личные сбережения и серебряные национальные марийские украшения83.
Рассматривая костюмные комплексы различных
территориальных подгрупп марийцев в 20-40-е годы, необходимо отметить, что,
несмотря на трансформационные процессы, они сохранили большинство локальных
особенностей. В наибольшей степени тенденция модернизации коснулась
йошкар-олинского или центрального комплекса одежды, что проявилось прежде всего
в возникновении нового комплекта одежды - платья с фартуком.
Молотова Т.Л.
Марийский народный костюм, - Йошкар-Ола : Марийское
книжное издательство, 1992.