Тенденции развития марийской национальной
одежды в 50-80-е годы
Молотова Т.Л.
В послевоенный период продолжается процесс трансформации национальной
одежды.
Что касается мужского костюма, то вернувшиеся
с войны мужчины наряду с общегородскими и некоторыми традиционными
видами одежды донашивали гимнастерки, галифе, шинели, бушлаты,
фуфайки, сапоги. В конце 40-х годов довольно широко бытовала
косоворотка из белой ткани, которая украшалась по вороту, концам
рукавов и подолу фабричной тесьмой. Но к середине 50-х годов
мужчины уже не носили народную одежду. Они полностью перешли
на городской костюм84. В 50-е годы в костюм молодых
женщин входят новые элементы декора промышленного производства:
бусы, броши, атласные ленты, тесьма и кружево. При изготовлении
народной одежды начинают применять фабричные ткани: для рубашек
бязь и коленкор белого цвета; для верхней одежды - сатин или
коленкор белого цвета; для теплых кафтанов - сукно или полусукно
черного цвета. В середине 50-х годов, как отмечала К. И. Козлова,
во многих местах занимались ткачеством, используя конопляные
и покупные фабричные нитки85.
В орнаментацию народного костюма входят новые общесоветские
мотивы, например, в вышивку нагрудного узора включали изображения
значков ГТО и ГСО. В этот период шире начинает применяться вышивка
гладью, особенно в орнаментации платья с оборкой.
Формируется новый комплекс женской национальной одежды,
основными элементами которого становятся: трансформированная
рубаха, передник, штаны, кафтаны из черной и белой ткани, платок
и обувь. Такая тенденция была характерна и для других народов
Поволжья (мордвы и удмуртов) 86.
Женская рубаха у основной части марийцев еще имела туникообразный
покрой, исключая группу марийцев Медведевского района, где носили
платье с проймой. Рубаха луговых мариек юго-восточных районов
(Волжский, Моркинский, Звениговский) из бумажной домотканины,
хотя и сохраняла традиционный туникообразный покрой, но имела
очень незначительную вышивку крестиком у грудного разреза, плечевого
шва, на конце рукавов и подоле. Подобная рубаха по орнаментации
уже не имела ничего общего с традиционной рубахой, украшенной
богатой вышивкой. В северо-восточных районах республики (Советский,
Новоторъяльский, Куженерский, Сернурский, Мари-Турекский, Параньгинский)
большинство мариек использовали туникообразную рубаху из домотканины,
украшенную вышивкой крестиком и атласными лентами по подолу.
Однако пожилые женщины еще донашивали рубахи с правым асимметричным
грудным разрезом и традиционной вышивкой87.
Платье с оборкой и вышивкой (йошкар-ола тувыр) в удаленных
от города районах в 50-е годы еще не привилось. Оно было популярно
среди молодых мариек-горожанок, которые носили его с жакетом.
В этот период платье с оборкой начинают украшать вышивкой гладью
не только по подолу, но и у грудного разреза. Первоначально
такой вид верхней одежды украшался вышивкой крестом только на
подоле. С этого времени орнаментация крестиком на платье уступает
место вышивке гладью88.
Среди горных мариек среднего и старшего возраста продолжала
бытовать туникообразная рубаха из бумажной домотканины.
К концу 50-х годов относится появление фартука из черного сатина,
саржи или атласа. Фартук можно подразделить на два варианта.
Первый представлял фартук с крылышками, который по подолу украшался
вязаным черным кружевом и вышивкой крестом. По данным этнографических
материалов подобный вариант бытовал в юго-восточной части республики
(рис. 36). Второй вариант фартука, с глухой грудкой и спинкой,
возник у луговых мариек северо-восточных районов республики
(рис. 37). Нередко такая форма верхней одежды имела воротник,
а на груди вшивную металлическую застежку-молнию, а в Мари-Турекском
районе грудь фартука украшалась пуговицами. У горных мариек
в этот период также появляются фартуки, сшитые из черной саржи,
но традиционного покроям.
В качестве демисезонной и зимней верхней одежды продолжали
использовать черные кафтаны из сатина (шовыр) и сукна (мыжер).
Зимой носили крытые сукном овчинные шубы.
Из быта большинства женщин ушли в прошлое старые головные уборы.
Шымакш, шарпан и сорока в трансформированной форме бытовали
только среди женщин пожилого возраста.
В 50-е годы изменилась и обувь. Лыковые лапти заменялись фабричной
обувью. Среди сельских жительниц модным было сочетание черных
чулок и белых вязаных шерстяных носков90. С шерстяными
носками обычно надевали резиновые калоши.
В прошлом в марийской семье наименее обеспеченными одеждой
были дети. В изучаемый период большое внимание уделялось их
одежде. Для них шили нательную и верхнюю одежду национальных
форм, покупали обувь. Для изготовления одежды наряду с фабричной
тканью использовали домотканину (холст, сукно).
Рассматривая развитие национального костюма, Т. А. Крюкова
отмечала, что в 50-е годы проявились две тенденции его развития:
1) исчезновение в колхозном быту старых традиционных форм одежды
и частичная или даже полная замена ее одеждой городского типа;
2) сохранение национального характера одежды, красочности ее
оформления при творческой переработке отдельных деталей. Вместе
с тем в эти годы женщины, носившие национальный костюм, составляли
большинство91.
С развитием промышленности в Марийской республике увеличивается
приток сельского населения в города. Представители молодого
рабочего класса, совсем недавно бывшие колхозниками, длительное
время сохраняли связь с родными местами. Восприняв городской
образ жизни, они в свою очередь становились проводниками нового
в деревне. Без сомнения, сельские жители под влиянием рабочих
стали носить многие виды городской одежды (куртки, костюмы,
плащи и т. д.). Усиливающееся влияние города способствовало
вытеснению традиционных форм костюма городским. Немаловажным
был пример сельской интеллигенции, одевавшейся в городскую одежду.
Численность интеллигенции из марийцев с каждым годом росла.
В 60-е годы процесс замены женской народной одежды на общегородскую
у различных групп марийского населения происходил неравномерно
и зависел прежде всего от возраста и профессионального статуса.
Приверженцами национального костюма были марийки среднего и
старшего возраста. Народные формы одежды носили прежде всего
женщины, занятые в сельскохозяйственном производстве. В наибольшей
степени городская одежда была распространена среди учащейся
молодежи, молодых колхозниц и работниц совхозов. Народная одежда
бытовала в тех населенных пунктах, которые были удалены от промышленных
и культурных центров. В деревнях и селах, расположенных близко
к городам, национальный костюм быстрее уступал место фабричной
одежде. К. И. Козлова отмечала, что в Волжском районе МАССР
«редко можно видеть женщину, одетую в марийскую рубаху»92.
Этот район республики был близко расположен к индустриальным
центрам. В 60-е годы в юго-восточных районах также перестали
шить повседневную национальную одежду93. В то же
время здесь сохранялся свадебный комплекс костюма, включавший
все традиционные формы одежды и украшений.
Среди луговых мариек северо-восточной части республики продолжала
бытовать народная одежда. В этот период среди молодых женщин
распространяется платье с оборкой (йошкар-ола тувыр). Наряду
с национальными формами женщины использовали и фабричную одежду.
Нередко поверх белой рубахи надевали кофточки, жакеты, пуловеры
и т. д. В качестве теплой верхней одежды продолжали бытовать
демисезонные и зимние черные отрезные в талии кафтаны. Головными
уборами служили покупные яркие платки с растительным орнаментом.
В этой части республики бытовали украшения, которые использовали
в праздничном наряде. Марийки изготовляли украшения традиционных
форм, используя новые материалы, пластмассу и металлическую
проволоку.
У горных мари в 60-е годы белая туникообразная рубаха как форма
повседневной одежды выходит из употребления. Однако черные демисезонные
и зимние кафтаны из фабричной ткани использовались в качестве
повседневной одежды. Комплекс одежды, состоявший из туникообразной
рубахи, нарядного запона, пояса и платка, у данной группы употреблялся
уже в качестве празднично-обрядового и сценического костюма.
Для изготовления народного костюма использовали только фабричные
ткани и отделку.
В этот период этнографы неоднократно отмечали своеобразие группы
марийцев южной части Уржумского района Кировской области.
Здесь наблюдалась консервация традиционных форм женской одежды
в повседневном быту. Марийки носили традиционные рубахи, кафтаны
и украшения. Сохранились и старинные способы вышивки костюма.
Примечательным было бытование традиционного головного убора
(калпак) не только у женщин среднего и старшего возраста, но
и у молодых замужних. Городскую одежду носили представительницы
интеллигенции и девочки-школьницы. Последние после окончания
школы начинали носить национальную одежду94. В то
же время нельзя не отметить, что комплекс одежды этой локальной
группы также претерпел трансформацию. Она заключалась прежде
всего в использовании фабричных тканей и отделки, платков и
обуви.
К концу 60-х годов довольно сильно изменилась обувь. Традиционные
лапти совершенно вышли из употребления, на смену им пришла различная
фабричная обувь. Только у горных мариек использовались традиционные
черные кожаные сапоги. В большом ходу среди сельского населения
была резиновая обувь.
70-80-е годы характеризуются распространением общегородских
форм одежды, вытеснивших элементы национального костюма из повседневного
быта женщин. Традиционный женский наряд, состоявший из туникообразной
рубахи и кафтана, передника, штанов, головного убора, лаптей
с онучами, в таком комплекте не существует. В наши дни национальная
одежда бытует с элементами городской. Народная одежда в современных
условиях претерпела значительную модернизацию, не только утратив
многие традиционные элементы (различные типы женских головных
уборов, обуви и т. д.), но и некоторые конструктивные формы
(имеется в виду покрой). Вместе с тем национальный колорит проявляется
в сочетании тех или иных элементов одежды, цветовой гамме и
отделке. Для изготовления народной одежды широко используются
различные современные ткани, сукно и пришедшие на смену вышивке
кружево, ленты, тесьма, бисер, бусы и стеклярус промышленного
производства.
Степень бытования национальной одежды у разных возрастных групп
марийских женщин и в отдельных территориальных группах различна.
Наиболее стойко она сохраняется в повседневном быту у женщин
старшего и среднего возраста в северо-восточных районах республики
(Сернурский, Новоторъяльский, Куженерский, Параньгинский, Мари-Турекский,
Советский), где в прошлом бытовал женский головной убор шымакш.
Сохранение народного костюма в этих районах связано прежде всего
с тем, что они наиболее удалены от города, кроме того, марийское
население здесь преобладает и проживает компактно. В наименьшей
степени национальная одежда распространена среди женщин Моркинского,
Волжского и Звениговского районов, несмотря на то, что марийское
население также преобладает. Объясняется это тем, что данные
районы расположены вблизи индустриальных городов, таких, как
Казань, Волжск и Звенигово. Некоторые элементы
народной одежды сохраняются в повседневном быту и среди горных
мариек.
Необходимо подчеркнуть, что из традиционных форм народной одежды
в настоящее время бытуют рациональные и удобные виды. В качестве
примера назовем демисезонные (шовыр, шавыр) и зимние (мыжер)
кафтаны. Это верхняя одежда, отрезная в талии из черных хлопчатобумажных
и шерстяных тканей. У луговых мариек распространены оба вида
кафтана, а у горных бытуют только легкие кафтаны из сатина или
атласа, которые носят в весенне-осенний и летний периоды года.
Бытование традиционных черных кафтанов из фабричных тканей
свидетельствуют о том, что данная форма одежды удовлетворяет
современным требованиям, отвечает специфике сельского труда
и быта: она удобна в носке, защищает от холода. Зимой отрезной
кафтан из сукна или полусукна на подкладе из ваты многим марийкам
заменяет зимнее пальто. Следует отметить, что женская верхняя
зимняя одежда традиционного покроя среди народов Среднего Поволжья
в настоящий период распространена только у марийцев.
Благодаря наличию спроса у марийского сельского населения на
современную национальную одежду на районных предприятиях бытового
обслуживания организованы раскрой и пошив ее различных видов.
Так, индивидуальные заказы луговых мариек выполняются в поселках
городского типа Новый Торъял и Сернур, а для горных мариек -
в городе Козьмодемьянске, селах Еласы, Виловатово, Микряково.
В сельских комбинатах бытовых услуг и их филиалах выполняются
и другие заказы по изготовлению национальной одежды. На предприятиях
службы быта в северо-восточных районах республики изготовляют
следующие виды национальной одежды: платья из белых
фабричных тканей, с оборкой на подоле и вышивкой гладью, атласные
и шелковые фартуки, летние белые кафтаны из сатина или коленкора,
свадебные зеленые кафтаны из сукна или полусукна, зимние
и демисезонные кафтаны. Национальная одежда, изготовленная
бытовыми комбинатами по индивидуальным заказам или на продажу,
пользуется спросом у луговых мариек, так как отдельные
предметы народного костюма как по выбору ткани, так и
по цветовой гамме и покрою не отличаются от изготовленных
женщинами в домашних условиях. Покупая белые летние шовыры
и зеленые свадебные кафтаны в комбинатах, женщины для большей
красочности дополняют их, украшая лентами, тесьмой, бисером,
блестками и пуговицами. Однако необходимо подчеркнуть наличие
дефицита отделочного материала для народной одежды в местной
торговле, в частности, ниток для вышивания, тесьмы, блесток
и т.д.
Изготовлением некоторых форм и элементов марийской национальной
одежды занимаются и народные мастера, которые продают свои изделия
на местных рынках.
Комбинаты бытовых услуг Горномарийского района реализуют не
только свою продукцию (платья, запоны, черные кафтаны), но и
элементы национальной одежды, изготовленные мастерами-надомницами.
Их комплексные приемные пункты закупают домотканные цветные
пояса (ышты), и наплечники (вочыгач) к платью, а затем продают
сельскому населению.
Современная национальная одежда, несмотря на модернизующую
роль урбанизации, и в настоящее время имеет локальные особенности,
которые проявляются в покрое, отделке и цветовой гамме. Так,
платье из белой фабричной ткани с оборкой (йошкар-ола тувыр),
с вырезными проймами, воротничком, украшенным вышивкой гладью,
возникшие в конце 30-х годов, бытует во всех районах, где живут
луговые марийцы как внутри республики, так и за ее пределами
(рис. 38). Оно не получило распространения только среди горных
мариек, так как у них существует другой вариант рубахи. В современных
условиях подобное платье обогатилось за счет дополнительной
орнаментации. Молодые женщины и девушки шьют такое платье из
белого шелка и украшают вышивкой гладью не только по подолу,
как это было раньше, но и на концах рукавов, по углам воротника
и по обеим сторонам грудного разреза, иногда в верхней части
рукавов. Часто платье шьют приталенным (рис. 39). Его носят
в сочетании с ярким атласным или шелковым фартуком, который
украшается плисированной складочкой и вышивкой гладью по подолу.
Платье с атласным фартуком обычно носят в праздники в тех районах
республики, где расселены луговые марийцы. Однако этот комплекс
национальной одежды пожилые женщины северо-восточных районов
надевают редко. Старые и пожилые марийки этой части республики
пользуются туникообразной рубахой из фабричной белой льняной
ткани, коленкора или бязи с небольшой вышивкой крестом у грудного
разреза и на подоле (рис. 40). Подобную рубаху называют «шымакшан
тувыр» (рубаха мариек, носивших в прошлом головной убор шымакш),
подчеркивая принадлежность к определенной локальной группе луговых
марийцев. С туникообразной рубахой они носят летний белый кафтан,
как это сочеталось в традиционном народном костюме. В то же
время поверх платья с оборкой подобный кафтан не надевается.
В 70-е годы в народном костюме луговых мариек северо-восточной
части республики появилась форма, связанная с давними традициями.
Это новый вид фартука из белой фабричной ткани с крупной яркой
вышивкой растительного орнамента, выполненной гладью на подоле
и на груди. Подол фартука украшается двумя рядами кружев. Такой
фартук носят молодые женщины и девушки поверх туникообразной
рубахи и летнего белого кафтана. По нашим полевым данным, впервые
новый вид фартука был зафиксирован в Куженерском и Сернурском
районах республики. Он имеет аналогии с традиционным холщовым
передником, украшенным традиционной старинной вышивкой, который
вышел из употребления еще в 30-е годы. В послевоенные годы местные
марийки поверх рубахи надевали яркие цветные атласные или сатиновые
фартуки. В настоящее время, таким образом, в праздничном костюме
цветной фартук из атласа вытесняется белым вышитым, имеющим
аналогии с традиционным белым передником из холста. В данном
случае у мариек этой локальной группы проявляется тенденция
своеобразного возрождения традиционных черт.
Своеобразное развитие получил национальный костюм горных мариек.
В нем сохранились многие традиционные черты покроя и отделки.
Изменения выразились, главным образом, во внешнем оформлении
костюма - произошло обогащение его новыми видами украшений из
разноцветных лент, кружев, блесток, бисера и др., что придало
ему большую красочность. Наиболее богато украшаются съемные
наплечники и манжеты к платью, подол и грудка фартука, и появившийся
в советское время новый элемент его украшения - «запон кандыра»
(декоративная лента, с помощью которой скреплялся фартук на
талии).
В одежде горных мариек произошли и существенные конструктивные
изменения, направленные на удобство ее ношения. Они выразились
в том, что девушки и молодые женщины заменили туникообразную
рубаху на юбку с кофтой. Кофта обычно шьется широкой и длинной,
а низ ее стягивается резинкой, что создает впечатление большого
напуска. А он, как известно, был характерной особенностью женской
рубахи горных мариек. Юбку, как передник и фартук, украшают
плиссированной складкой. Украшение национального костюма складками
- совершенно новый элемент, возникший в послевоенные годы.
Необходимо отметить, что существуют аналогии в современных
комплексах национальной праздничной одежды горных мариек и чувашек
группы виръял, прослеживающиеся в формах орнаментации, цветовой
гамме и способах ношения костюмов95. Как известно,
сходство в данной сфере материальной культуры характерно этим
группам издавна.
Локальные особенности в современной национальной одежде проявляются
в дифференцированном отношении к цвету тканей для одежды и отделки
ее элементов. Этнографические данные свидетельствуют об устойчивости
цветовой гаммы у марийцев. Традиционным цветом одежды был и
остается белый. Так, луговые марийки в орнаментации предпочитают
красный, розовый, голубой, зеленый, желтые цвета ярких тонов.
Женщины данной группы в качестве головного убора употребляют
яркие павловские платки.
Горные марийки к любимым цветам относят белый, голубой, зеленый,
сиреневый, розовый. Причем цвета они предпочитают не насыщенные,
а самых нежных и светлых оттенков. Красный цвет в народной одежде
данной группы почти не употребляется, он встречается только
в орнаментации и при этом в очень незначительном количестве.
Они носят платки из шелка или капрона нежного однотонного цвета.
Пожилые горномарийки предпочитают светлые платочки из батиста
или штапеля с небольшой вышивкой. В целом для современного национального
костюма этой этнографической группы характерно с большим вкусом
подобранное цветосочетание светлых тонов.
Своеобразие обнаруживается и в способе повязывания головных
платков. Они вытеснили традиционные головные уборы. Луговые
марийки юго-восточной части республики (Звениговский, Волжский,
Моркинский районы) в зимний период надевают два платка, из которых
концы нижнего завязываются на подбородке, а концы верхнего на
затылке, что примерно имитирует традиционный полотенчатый женский
головной убор шарпан. Женщины северо-восточных районов края
зимнего платка завязывают на подбородке и дополнительно концы
закрепляют на затылке.
Своеобразие разных территориальных групп проявляется и в свадебной
одежде, где в наибольшей степени сохранились традиционные элементы
обрядового костюмного комплекса. Специальная свадебная одежда
сохранилась только у двух групп луговых марийцев: северовосточных
(сернурско-торъяльский комплекс) и юго-восточных (звениговско-моркинский
комплекс). Комплекс первых состоит из лисьей шапки с высоким
красным суконным верхом, туникообразной рубахи из фабричной
льняной ткани с вышивкой, зеленого суконного кафтана, набора
украшений из монет и фабричной обуви. В обрядовую одежду юго-восточной
подгруппы луговых мари входит: полотенчатый женский головной
убор шарпан, рубаха, черный атласный прямоспинный кафтан, полный
набор украшений и фабричная обувь.
В свадебном костюме специальных участниц этого ритуала (сÿан
вате) наряду с традиционными головными уборами и кафтанами сохраняются
украшения из серебряных монет. Только на свадьбе можно увидеть
полный комплект женских украшений. Украшения из дореволюционных
монет сохранились у немногих. Но в свадебном костюме украшения
- один из основных элементов, поэтому многие женщины используют
ныне имитации из жестяных жетонов. Для изготовления украшений
используют плотную ткань, поверхность которой покрывают красным
ситцем или сатином. На эту основу нашивают жестяные жетоны и
получается своеобразный «нагрудник», как бы включающий несколько
украшений.
Невеста на свадьбу надевает городское платье или национальный
наряд. Однако в настоящее время обычай надевать невестой традиционный
обрядовый костюм постепенно исчезает, но в сельской местности
часто практикуется следующее: на первый день свадьбы невеста
использует белое платье, а на второй - национальный костюм.
Такой обычай распространен не только у луговых марийцев, мы
наблюдаем его и среди горной группы. Свадебный национальный
наряд невесты отличается богатством отделки и играет
во время обряда престижно-ритуальную функцию. Специальная свадебная
одежда невесты сохранилась у северо-восточных подгрупп луговых
марийцев республики. Она почти не отличается от костюма специальных
участниц этого обряда - «сÿан вате», т. е. в нее входят:
у первых и вторых меховая шапка (1. лисья шапка; 2. мерлушковая
шапка), рубахи туникообразного покроя, свадебные кафтаны (1.
зеленый кафтан; 2. черный кафтан), набор украшений, фартук (1.
белый вышитый гладью; 2. атласный передник), фабричная обувь.
Если вступают в брак представители разных локальных групп марийцев,
то нередко женщины-участницы свадебного обряда как со стороны
невесты, так и жениха стремятся поехать к родственникам молодых
в традиционной свадебной одежде данной локальной группы. В этой
ситуации свадебная одежда представительниц разных территориальных
групп выполняет не только престижно-ритуальную, но и дифференцирующую
функцию.
Сохранение некоторых традиционных форм костюма в свадебной
обрядности характерно и другим народам Среднего Поволжья
мордве-мокше, удмуртам и чувашам.
Большинство женщин, живущих в сельской местности, имеет народную
одежду, состоящую из рубахи, легкого кафтана и передника. Она
хранится даже в том случае, если обладательница не носит ее.
Обилие женского платья в марийской семье считается традиционным.
В прошлом каждая девушка, собираясь выйти замуж, заранее заготовляла
несколько десятков рубах, головных уборов, большое количество
холста и подарков родственникам мужа. В наши дни у марийцев
сохраняется обычай готовить приданое дочери, включая одежду
для самой невесты и подарки близким родственникам жениха - матери,
отцу, сестрам, братьям и т. д. Например, в сельской местности
девушка дарит матери жениха наряду с фабричной и предметы национальной
одежды, в частности рубаху и фартук.
Национальная специфика довольно ясно проявляется и в погребальной
одежде. Пожилые женщины заранее готовят смертную одежду, которая
состоит из рубахи или платья (йошкар-ола тувыр), платка или
традиционного головного убора, белья и обуви. Некоторые женщины
включают в погребальный комплекс только традиционные элементы
костюма (туникообразную рубаху, летний кафтан белого цвета,
передник, женский головной убор, штаны), которые в большинстве
случаев сшиты из домашнего холста, а также лыковые лапти с онучами.
Особенно эта тенденция характерна для луговых мариек, где количество
фабричных изделий в общем комплексе погребальной одежды сведено
к минимуму.
В настоящий период в республике создано немало профессиональных
и самодеятельных коллективов, которые пропагандируют народное
искусство. Это проявляется и в использовании ими национального
костюма. Художественные коллективы используют как народные костюмы,
так и сценические, изготовленные художниками-прикладниками.
Традиции народной одежды являются основой деятельности индивидуально
работающих мастеров, которые сохраняют связь с народным творчеством.
Национальные мастера развивают традиции народной одежды лишь
в той степени, которая была свойственна импровизации в рамках
традиции.
Художники республики подходят к этнографическому материалу
творчески. Они обычно обращают внимание на выбор цветовой гаммы,
и составные части костюма. Однако профессиональные коллективы
стали часто употреблять синий, розовый цвета, не характерные
для народной одежды. В оформлении сценического костюма часто
применяется аппликация, что снижает достоинство марийской вышивки.
Нередко такие костюмы копируются сельскими самодеятельными коллективами.
Традиционная марийская народная одежда отражает эстетические
вкусы и представления народа, его понимание красоты и гармонии,
поэтому не следует стремиться к сплошной стилизации костюма.
Подлинно народные костюмы пропагандируют фольклорные ансамбли
«Марий памаш» («Марийский родник») и «Пеледыш» («Цветок»). Участники
их пользуются костюмами, выполненными по народным образцам,
поэтому они почти не отличаются от тех, которые бытуют среди
сельского населения. Хранителем самобытной национальной вышивки
является фабрика «Труженица», организованная в 30-е годы сначала
как артель, а затем как фабрика. С середины 50-х годов лучшие
изделия марийской вышивки демонстрировались на отечественных
и международных выставках, где они всегда получали высокую оценку.
Популярностью и спросом пользуются изделия с марийским орнаментом.
Особенно блузки, платья, фартуки из льняной ткани с марийской
вышивкой. Орнаментация на изделиях исполнена в национальном
стиле и сохраняет лучшие традиции, выработанные народными вышивальщицами
на протяжении длительного исторического периода. Однако фабрика,
умело используя орнаментацию, не всегда учитывает конструктивные
особенности своих изделий. Некоторые модели не имеют ничего
общего с народными формами одежды. Производство их ограничено,
поэтому среди марийского сельского населения эти формы не получили
распространения.
Таким образом, пять женских костюмных комплексов в настоящее
время претерпели существенную унификацию и модернизацию. Санчурско-яранский
и центральный комплексы утратили все традиционные формы народного
костюма. Представительницы этих комплексов пользуются платьем
с оборкой и фартуком преимущественно во время праздников. Для
моркинско-звениговского комплекса характерно сохранение только
традиционных свадебных форм костюма. Горномарийский комплекс
бытует в большей степени как празднично-обрядовый и сценический.
Сернурско-торъяльский комплекс одежды отличается от других сохранением
многих модернизированных форм национального костюма не только
как празднично-свадебного, но и повседневного.
Подводя итог можно сказать, что одежда сельских жителей за
последние десятилетия претерпела значительные изменения. Красивая
и дешевая фабричная ткань вытеснила домашнее полотно. Костюм
молодых людей почти ничем не отличался от городской одежды.
Вместе с тем одежда женщин преимущественно среднего и старшего
возраста продолжает сохранять национальное своеобразие. Национальную
специфику сохраняет костюмный ансамбль определенной возрастной
группы женской половины сельского населения, занятого в сельскохозяйственном
производстве. Несмотря на сохранение локальных особенностей
в народной одежде, можно сказать, что у луговых мариек сложился
свой общий комплекс праздничного национального костюма, состоящий
из платья с шелковой оборкой и шелкового или атласного однотонного
фартука.
Что касается народного костюма мариек, живущих за пределами
республики, то можно отметить, что в большинстве районов Кировской
области, где проживает марийское население, он вышел
из употребления. Это характерно для Яранского, Санчурского,
Кикнурского и Пижанского районов. Только в южной части Уржумского
района этой же области в нескольких деревнях наблюдается бытование
традиционной женской одежды. В комплекс ее входят: туникообразная
рубаха из льняного холста с традиционной вышивкой, кафтан из
белой бязи или коленкора, передник - обычно из фабричной
однотонной ткани. Женщины старшего возраста продолжают носить
женский головной убор калпак (местное название остроконечного
шымакша).
В развитии современной сельской одежды ведущими тенденциями
являются: распространение промышленных изделий, интеграция с
городскими формами костюма. В то же время в различных по назначению
костюмах (праздничных, повседневных, рабочих и т. д.) зачастую
используются элементы и компоненты народной одежды.
В пределах обозримой перспективы количество людей, надевающих
народную одежду в повседневном быту, будет уменьшаться. Функциональное
применение национального костюма все более перемещается в сторону
использования его в качестве празднично-обрядового и сценического,
как у других этносов Урало-Поволжской этнографической области.
Об этом говорит и тот факт, что в районных центрах и Йошкар-Оле
в течение нескольких последних лет проводится конкурс «Бабушкин
сундук», где демонстрируются костюмные комплексы различных районов
республики. Процесс урбанизации, расширение межэтнических связей
марийцев оказали большое влияние на распространение общегородских
форм костюма, который стал господствующим в городах и рабочих
поселках, а также в значительной мере и в сельской местности.
Молотова Т.Л.
Марийский народный костюм, - Йошкар-Ола : Марийское
книжное издательство, 1992.