Мужская одежда марийцев не отличалась таким разнообразием, как женская.
Она подвергалась сильному влиянию русской одежды и рано утратила своеобразие.
Еще в первой половине XVIII в. Г. Ф. Миллер отмечал, что у народов Поволжья
«мужской пол носит платье почти одинаковое, наподобие того, какое у русских
мужиков бывает»97. Это было связано с тем, что мужское население
являлось более подвижным - занималось кустарными и отхожими промыслами, поэтому
быстро воспринимало русскую и фабричную одежду. Однако в конце XIX-начале XX
в. в мужском костюме марийцев сохранялись специфические черты, проявляющиеся
в покрое, отделке, способе ношения тех или иных элементов одежды. Комплекс мужского
традиционного костюма состоял из рубахи, штанов, кафтана, головного убора,
пояса и обуви. Покрой элементов был во многом сходен с конструкцией костюма
женщин.
Традиционная нательная рубаха (тувыр, тыгыр) имела туникообразный покрой,
как и женская. Перегнутое пополам полотнище составляло ее перед и спинку. К
ним пришивались рукава под прямым углом в ширину точи холста, а под рукава к
стану пришивали боковины в виде прямоугольных полотнищ, перегнутых по продольной
нитке. У горных и части луговых мари рубаха между станом и боковинами имела
небольшие клинья (кыштек), что расширяло ее к подолу (рис. 25). У различных
локальных групп марийцев рубаха различалась и расположением разреза на груди,
как женских, причем расположение грудного разреза у женских и мужских рубах
одной и той же локальной группы совпадало. Старинные мужские рубахи части
луговых (Уржумский уезд) и восточных (уральских) мари шили с правым асимметричным
грудным разрезом. Левый был на рубахах небольшой части луговых марийцев Яранского
уезда. Рубаха с центральным грудным разрезом бытовала среди горных и части восточных
марийцев. Грудной разрез традиционной мужской рубахи скреплялся при помощи двух
нитяных завязок. Рубахи шили с подоплекой (туп) из грубого посконного холста
и ластовицами (олто, кыштек). У горных марийцев их делали из кумача. Мужские
рубахи, как отмечала Т. А. Крюкова, в середине XIX в. были очень длинными -
ниже колен»98, однако к началу XX в. этот вид одежды становится значительно
короче - не достигал и середины бедра.
Мужские повседневные рубахи луговых и горных марийцев шили из домашнего
холста, а восточные наряду с белым холстом использовали и пестрядь. Для праздничных
рубах поволжские марийцы использовали первосортный холст или ткань, сотканную
наполовину из конопляных и фабричных ниток.
У луговых марийцев вышивка на рубахах сохранялась длительное время -
вплоть до 30-х годов XX в. Она располагалась у ворота (шÿй йыр тÿр),
у грудного разреза (пондаш йыр тÿр), на спине (туп йыр тÿр), на обшлагах
рукавов (шокш мучаш тÿр) и на подоле (урвалте йыр тÿр). На подоле
рубахи (в центральной части передней точи холста) располагался специальный орнамент
- «öрма», обозначающий фаллос. Самой богатой вышивкой отличались мужские
рубахи марийцев Уржумского уезда (рис. 26).
Праздничные холщовые рубахи дополнительно украшались пуговицами, монетами,
тесьмой. Рубаха горных марийцев в XIX в. еще имела небольшую орнаментацию у
грудного разреза99, а к началу XX в. вышивка исчезла из декора полностью.
С конца XIX века среди горных марийцев начинает распространяться русская
косоворотка. К этому времени она наиболее широко бытовала в качестве праздничной
одежды среди этой группы (рис. 27). Один из исследователей их быта отмечает
в своих записях, что парни носят в праздники рубашку сшитую по-русски,
с косым воротом и пуговицами, из ситца малинового или синего цвета100.
Т. А. Крюкова считала, что переход на ношение косоворотки произошел не сразу.
Переходным типом была холщовая рубаха на кокетке, со стоячим воротником и с
пришивной планкой на грудном разрезе. Рукава с манжетами, собранные в сборочку,
пришивали непосредственно к кокетке. Воротник, планка и концы рукавов орнаментировались
вышивкой крестом из разноцветных ниток101.
По традиции луговые, горные и большинство восточных
(за исключением закамских) марийцев носили рубашку подпоясанной.
Мужская рубаха марийцев, вероятно, оказала влияние на соседей, в частности
на русских Урало-Поволжья, у которых бытовала рубаха с разрезом на правой стороне.
Г. С. Маслова отмечала, что разрез на правой стороне характерен для марийцев
и удмуртов, а у русских он редкое явление102.
Штаны (йолаш,
ялаш) шились из двух цельных точей холста, которые составляли штанины,
между которыми вставлялся косой клин. Носили их при помощи продетой в пояс
вздержке-гашнике. В. Н. Белицер считала этот тип, названный ею штанами с узким
шагом, наиболее архаичным, распространенным среди русских, башкир, татар,
мордвы, удмуртов (рис. 28). Исследовательница отнесла их к первому типу штанов
с узким шагом103.
Традиционные мужские штаны шили из домашнего белого холста. С начала
XX века для этой цели начали употреблять окрашенный холст или пестрядь в синюю
полоску. Зимой носили штаны из домашнего полусукна. Праздничные шили из фабричных
тканей. У группы горных мари для этой цели приобретали хлопчатобумажный бархат
(плис) 104.
Пояс (ÿштö, ышты) был незаменимой деталью в общем комплексе
одежды и выполнял утилитарную функцию: к нему подвешивали ножны, кожаные мешочки
для табака, огнива и трута, кошелек для денег и т.д. Пояс у марийцев был снабжен
и различными привесками, игравшими роль оберегов. Так, в одной из дореволюционных
работ отмечалось, что «рубахи опоясываются в будни ремнем с медными и железными
пряжками, а в праздники - красным шерстяным поясом с кистями и заветными ремешками,
вырезанными из шкуры какого-нибудь жертвенного животного»105. У марийцев
бытовали различные тканые пояса из шерстяных, шелковых и конопляных ниток. Популярными
были кожаные пояса. У горных марийцев бытовали домотканые шелковые пояса с вытканными
фразами религиозного содержания. Свадебные и праздничные пояса украшались бисером,
серебряными монетами, иногда вышивкой. Свадебные пояса назывались «шиян ÿштö»
(пояс с серебром).
Для опоясывания верхней одежды применялись широкие
домотканые кушаки (пота,
потаÿштö) из шерстяных и хлопчатобумажных ниток. Их носили и в
праздники, и в будни. У марийцев были известны и холщовые пояса в виде
полотенца с вышитым или тканым узором. Они надевались во время молений106.
У марийцев, как и у многих других народов Поволжья, было в обычае подвешивать
к поясу различные подвески. Особенно большую роль эти элементы играли в свадебном
костюме жениха и невесты.
Кафтан - важная часть традиционного мужского костюма. Кафтаны подразделяются
на следующие виды: летние, демисезонные и зимние. Летом носили легкую распашную
верхнюю одежду из белого холста (шовыр, шавыр). Она была двух типов: прямой
туникообразный кафтан и кафтан-борчатка. Первый бытовал у большинства марийцев,
в частности у луговых и основной массы восточных мари (рис. 29). Кафтаны-борчатки
были распространены главным образом среди горных и части луговых марийцев (рис.
30). Этот тип кафтана был отрезным в талии и имел много сборок на подоле. Борта
праздничных кафтанов украшались кумачом, тесьмой, у луговых марийцев - вышивкой.
Демисезонные кафтаны (мыжер) с вырезной проймой шили двух вариантов: 1) прямоспинный
кафтан с шалевым воротником (рис. 31); 2) кафтан с глухим или шалевым воротом,
отрезной в талии сзади, с запахом на левую сторону (рис. 32). Теплые кафтаны
шили из домашнего сукна, праздничные - из белого (ош мыжер), а будничные -из черного (шем мыжер). Белые кафтаны обшивались черной домотканной
тесьмой. «Мыжер» подпоясывался
кушаком. Состоятельные семьи покупали на праздничные кафтаны фабричное сукно (посто мыжер). У восточных марийцев
наряду с вышеописанными кафтанами бытовали кафтаны, характерные для тюркского
населения (камзол, легкий бешмет) 107.
Традиционной зимней мужской верхней одеждой была шуба (ужга, ыжга, кÿрык),
полушубок (пÿремдыме ужга) преимущественно из овчин, окрашенных в красноватый
или черный цвета. У марийцев бытовали шубы двух типов: прямоспинные и отрезные
в талии. Нередко их покрывали сверху холстом или сукном. Наиболее богатой считалась
шуба, покрытая фабричным сукном (ÿмбалан ужга). Такую зимнюю одежду носили
только состоятельные семьи. Беднота зимой надевала суконные кафтаны, но с подкладкой.
Зимой в сильные морозы или в дороге пользовались
тулупом и азямом. Тулуп по покрою не отличался от прямоспинной шубы, но был
значительно длинней и имел большой воротник. Такой вид зимней одежды имели
зажиточные люди. Азям шили из толстого грубого домашнего сукна в виде халата с
большим воротником. Он надевался в дальнюю дорогу, особенно был популярен у тех
мужчин, которые занимались извозом.
Головные уборы марийцев.
Среди летних головных уборов марийцев преобладали валяные
шляпы (ути, теркупш, шляпа). Они были разнообразной формы. И. Н. Смирнов в своей
работе отмечал, что в местностях, соседних с татарами, марийцы носили
круглые войлочные шляпы с довольно широкими загнутыми полями, идентичные татарским.
На остальной части Марийского края бытовала цилиндрическая шляпа108.
Шляпы валяли в домашних условиях, праздничные из белой шерсти, повседневные
- из черной. Этот тип головного убора считается старинным. Но, по предположению
И. Н. Смирнова, шляпе предшествовал башлыковидный головной убор из меха или
кожи109. Реликты его еще встречались во второй половине XIX века
в виде берестяной шапки языческих жрецов-картов и холщового накомарника
(шымакш). Последний представлял собой прямоугольный кусок холста, сшитый с одной
стороны в виде башлыка, конец которого украшался бахромой. Шымакш вышел из употребления,
вероятно, к концу XIX века, так как в описи одной из коллекций 1905-1906 гг.
об этом уборе говорится как об исчезнувшем110. Подобный головной
убор бытовал в прошлом и у русского населения Казанской губернии111.
С конца XIX века в костюм мужчин проникает картуз, который в начале
являлся принадлежностью костюма молодежи. Впоследствии фуражка, заменившая
картуз, вытеснила все другие типы летних головных уборов.
Зимой мужчины надевали шапки с овчинным околышем и
суконным верхом и шапки-ушанки (малахай),
сшитые из овчины и сукна.
Обувь марийцев.
Основной обувью мужчин были лапти (йыдал, йондал), сплетенные
из семи лык и с оборами (керем) из этого же материала, при помощи которых лапти
закреплялись на ноге. Их всегда носили в комбинации с онучами, летом — холщовыми,
зимой - суконными. В дождливую погоду под лапти обували кожаные мягкие сапоги
- бахилы (пакилка).
Из кожаной обуви мужчины носили сапоги (кем), которые обычно покупали на
базарах. Восточные марийцы использовали сапоги-коты (шулышан ката) с суконными или войлочными голенищами, которые
были заимствованы у башкир112. Наиболее модными считались сапоги со
сборами в нижней части голенища. Зимой носили валенки (портышкем, межгем). Среди состоятельных марийцев были популярны узорные валенки. Они были распространены главным
образом у горных (сиреман мижгем) и
восточных (чувар портышкем) марийцев.
Такая обувь была обычно фабричного производства и приобреталась на рынке113.
Ее носили только по праздникам.
В целом одежда из фабричных тканей русского покроя у основной массы марийцев
в дореволюционный период считалась праздничной. Процесс замены традиционных
форм одежды на русскую в различных субэтносах мари происходил неравномерно.
Только для горных марийцев была характерна утрата многих форм мужского народного
костюма уже к началу XX века. М. Цедровский, собиравший этнографические
экспонаты среди горных марийцев, подчеркивал, что «Козьмодемьянские мужчины-черемисы,
в особенности парни, в праздники одеваются совершенно по-русски... у редкого
парня увидишь лапти, у всех почти сапоги с набором, на голове картуз, часто
самый новомодный, у богатых парней можно увидеть часы, калоши и зонтик»114.
У луговых и восточных мари некоторые элементы национального костюма
сохранились до 40-х годов нашего столетия. В костюме марийцев-мужчин преобладали
не столько местные, сколько имущественные, а по некоторым элементам - возрастные
различия.
Молотова Т.Л.
Марийский народный костюм, - Йошкар-Ола : Марийское
книжное издательство, 1992.