Основные тенденции развития марийского народного
костюма в дореволюционный период
Молотова Т.Л.
Изучение традиционной одежды марийцев представляет
значительный интерес не только для освещения одной из важных сторон
материальной культуры, но и для прослеживания путей развития костюма под
влиянием социально-экономических, этнокультурных, этнических и других факторов.
Костюм марийцев сохранял длительный период времени
архаичные черты, которые сформировались в древности. Такие формы одежды, как
туникообразная рубаха и кафтан из белого холста, головные уборы на высокой
твердой основе, в виде полотенца и меховые шапки находят прототипы в
археологическом материале. Марийские женские украшения XIX века имеют прямые аналогии с находками не только в
поздних могильниках (XVI-XVIII вв.), но и в более ранних памятниках, датируемых IX-XI веками. К ним
относятся налобные венчики, ушные украшения, шейные - гривны, нагрудные -
фибулы-сюльгамы, поясные подвески, накосники и т. д.
Марийскому традиционному народному костюму,
как и одежде многих других народов Восточной Европы, были присущи,
с одной стороны, традиции, связанные с земледелием, которые
преобладали, с другой,- влиянием южной степной скотоводческой
культуры. Элементами одежды, приспособленными к земледелию,
возникшему на лесной почве, являлись: пояс, игравший утилитарно-практическую
роль - к нему привешивался топор, нож; узкие штаны; подпоясанный
короткий кафтан, лыковая обувь с холщовыми и суконными онучами.
Эти предметы, как известно, не употреблялись кочевыми народами.
Прямоспинные кафтаны с боковыми разрезами, штаны с широким шагом
у восточных мари указывают на влияние со стороны степной скотоводческой
культуры.
Анализ марийского народного костюма в сопоставлении с одеждой,
характерной для народов Урало-Поволжской этнографической области,-
мордвы, удмуртов, чувашей, татар, башкир -
позволяет говорить о наличии значительного количества общих
черт. Сходство элементов костюмных комплексов народов этого
региона неоднократно отмечалось в этнографической литературе.
К числу общих типичных признаков относятся материалы, используемые
для одежды, общность покроя, характер орнаментации и расположение
вышивки. Белая туникообразная рубаха с богатой орнаментацией
бытовала не только у мариек, но и у удмурток, мордовок,
чувашек. Верхняя распашная одежда такого же покроя,
как у марийцев, была широко распространена среди финноязычных
и тюркских народов Поволжского региона. Среди них также использовались
идентичные женские головные уборы. Из них необходимо отметить
высокие каркасные головные уборы, налобную повязку -венец, связанную
с накосником, мужскую шляпу с невысокой тульей и неширокими
загнутыми вверх полями. «Такья» - шапочка, обшитая бисером и
монетами, была известна почти всем народам региона, бытовала
она и у группы восточных мари. Мягкие полотенчатые головные
уборы типа «шарпан» носили удмуртки (чалма),
чувашки (сурпан), татарки и башкирки
(тастар).
Общими финно-угорскими и тюркскими элементами являются многие
виды украшений, для изготовления которых в рассматриваемый период
применялся один и тот же материал: монеты, бисер, бусы, раковины
и металл. Нагрудные фибулы-сюльгамы марийцев близки древним
нагрудным пряжкам мордвы и удмуртов. Среди народов Поволжско-Уральского
региона широко распространены различные ожерелья из монет. У
марийцев в качестве принадлежности свадебного костюма использовались
черезплечные украшения, которые аналогичны мордовским,
удмуртским, татарским, чувашским и башкирским.
В орнаментации народной одежды у народов Поволжско-Уральского
региона много общих черт. Вышивка схожа плотной зашивкой фона,
цветовой гаммой, в котором преобладает красный цвет марены,
техника шитья - набор, косой стежок и роспись. Эти специфические
черты являются отличительным признаком орнаментации народов
Среднего Поволжья. В одних случаях в одежде соседних народов
совпадали не только техника исполнения и расположения орнаментации,
но и орнаментальные мотивы. Примером такого сходства является
орнаментация форм одежды чувашей и марийцев.
Традиционные рубахи мариек юго-восточной части Марийского края
аналогичны старинным рубахам чувашек-анатри и анат-енчи по покрою
и расположению орнаментации. Совпадает и ряд названий: вышивка
у грудного разреза рубахи по-марийски и по-чувашски называется
«мел», узоры на груди женской рубахи в виде концентрических
окружностей или правильных многоугольников - по марийски «пöштÿр»,
по-чувашски соответственно - «пÿштыр», «пöштыр»65
вышивка на плечах в виде овального медальона имела такие термины:
1) «колдырмач»; 2) «хултармас». Рубаха с таким орнаментальным
мотивом «колтырмач» встречалась и у удмуртов66. Этот
общий элемент в одежде названных народов, очевидно, финно-угорского
происхождения сложился в результате их этнокультурных взаимодействий.
Идентичность вышивки одежды характерна верховым чувашам
(виръялы) и горным марийцам, что проявлялось в технике исполнения, аналогичных
орнаментальных мотивах. Сходство проявлялось почти во всех формах костюма
данных групп. Об этом говорит красноречиво и тот факт, что во время свадьбы
верховой чувашки и горного марийца или наоборот невеста дарила родственникам
жениха свои вышитые предметы одежды (головные уборы, рубахи и т. д.),
заготовленные заранее. Браки между соседствующими группами народов с
неродственными языками были в прошлом не единичны67.
Необходимо отметить, что сходство в комплексах
костюмов проявлялось и в способе ношения рубахи с большим напуском, лыковой
обуви с черными онучами и т. д. Об идентичности народного костюма чувашей и
марийцев свидетельствует масса примеров. Данный аспект довольно подробно
рассмотрен в работе К. И. Козловой68. Среди народов Среднего
Поволжья больше всего параллелей прослеживается в одежде марийцев и чувашей.
Связи в этой области материальной культуры характерны не только для горных марийцев и верховых чувашей, но и для всех
территориальных групп данных народов69. Сходство, очевидно, имеет
древние корни, поскольку женская одежда консервативна и отличается свойством
сохранять специфические особенности длительный период времени, особенно в
условиях натурального хозяйства.
Вполне возможно, что здесь большую роль сыграл
волжско-финский субстрат, который прослеживается практически у всех
тюркоязычных народов Поволжско-Уральского региона. Марийский компонент в
этническом составе чувашей занимает довольно значительное место70.
Известное влияние на развитие марийского народного костюма
оказала русская одежда. Особенно это отразилось
на мужской. Так, марийский мужской костюм второй половины XIX-начала
XX века был очень близок русскому, а у группы горных мари был
почти тождественен.
В начале XX века среди горных и части луговых марийцев была
широко распространена русская косоворотка из
домашнего холста или фабричной ткани. Косоворотка из
холста вышивалась по вороту и концу рукавов обычно
русским крестиком. Для праздничных косовороток обычно использовали
покупные ткани красного или синего цвета, как у русского населения.
Большое сходство имели не только покрой косовороток, но и ткань
из темной пестряди.
«Грешневик» - валяная коричневая шляпа в форме
цилиндра была распространена как у русских, так и среди других народов
Поволжья. С начала XX века среди марийцев в качестве
летнего головного убора стал использоваться картуз.
Проникновение русских элементов в женскую народную
одежду мари не так заметно, как в мужскую, но и здесь заметно их влияние. Это -
проникновение передника, кафтана русского покроя (борчатки), использование для
орнаментации элементов одежды русского крестика и глади.
В некоторых случаях взаимосвязи приобретали характер
заимствований. Однако заимствованный элемент проходил проверку на соответствие
труду, быту, эстетическим и этническим взглядам и понятиям народа, перенявшего
его.
Русский костюм, в частности мужской, в свою очередь
испытал некоторое влияние со стороны марийского костюма. Так, к заимствованиям
исследователи относят ношение лыковой обуви с черными онучами, мужские рубахи с
разрезом ворота на правой стороне, марийские орнаментальные мотивы71.
Особенности народной одежды у марийцев складывались
под влиянием элементов духовной культуры, в первую очередь этнических и
моральных норм. В частности, материалы исследования свидетельствуют, что многие
свойства народной одежды, прежде всего средства и приемы ее
декоративно-художественного решения, достаточно тесно связаны со сложившимся у
народа понятием о скромности.
Выделенные пять комплексов одежды характеризуют две этнографические
группы марийского народа. В костюме различных локальных групп
содержался своеобразный код, служащий передачей информации о
близости тех или иных групп. Несмотря на многообразие костюмных
комплексов у марийцев, одежда являлась символом общности, принадлежности
к одному кругу людей, родственных по происхождению. Локальные
комплексы костюмов марийцев условно можно подразделить на два
- луговой и горный. Сравнивая элементы одежды этих двух групп
этноса в более ранний период, в начале второй половины XIX века,
можно говорить об общности их костюма. Это ярко проявляется
в покрое одежды, ее орнаментации, в украшениях, в бытовании
одних и тех же женских головных уборов шурка и шлыковидного
шымакша у обеих групп. Свадебная женская одежда
начала второй половины XIX века у групп горных мари во многом
схожа со свадебным костюмом луговых мари (уржумско-сернурские).
У обеих групп она состояла из зеленого суконного кафтана, меховой
шапки с четырехугольным суконным верхом, поясных подвесок. Таким
образом, в более ранних формах одежды двух этнографических групп
марийцев не было резкого разграничения. Подобная тенденция характерна
и для костюмных комплексов мордвы-эрзи и мордвы-мокши72.
Такое сходство одежды двух этнографических групп подтверждает
гипотезу, высказанную на научной сессии по этногенезу марийского
народа в 1965 году, о существовании единой народности и разделении
ее впоследствии на луговых и горных мари73.
Для горномарийского костюма характерна утрата многих
архаичных элементов одежды к концу XIX века.
В этот период выходят из употребления зеленый свадебный кафтан, туникообразный
холщовый короткий вышитый кафтан, поясные подвески, некоторые виды украшений (ошпу, шулькеме). С исчезновением
древних традиционных видов одежды и украшений в костюм данной группы проникают
новые элементы: отрезной в талии сборчатый кафтан, фартук, применяются новые
конструктивные особенности при изготовлении рубахи - манжеты и небольшой
воротничок-стоечка. Изменяется и характер вышивки - она становится более мелкой
и для рубахи выполняется на кусочках ткани, т. е. нагрудная (мел) и наплечная (вачыгоч) вышивки пришивались к
платью отдельно на заготовках, а во время стирки отпарывались.
У горных мари с этого периода стала использоваться
фабричная ткань и яркие нитки для орнаментации мужской и некоторых элементов
праздничной женской одежды. Эти перемены в костюме горных мари можно объяснить
развитием товарно-денежных отношений и как следствием этого процесса - более
интенсивным влиянием городской культуры. В костюме горных мариек в начале XX в. появляются новые элементы. Например, подолы
праздничных запонов из фабричных тканей украшались нередко прорезной гладью,
мережкой, кружевами. Платки из батиста и сарпинки отделывали небольшой вышивкой
гладью. Видимо, немаловажную роль в появлении новых способов отделки
горномарийского костюма играли Верхне-Сумский и Козьмодемьянский женские
монастыри. В них обучались грамоте и рукоделию девочки-марийки. Г. С. Маслова
подчеркнула, что на развитие художественной вышивки у населения в
дореволюционный период известное влияние оказали монастыри74.
Во второй половине XIX века у луговых мари некоторые древние элементы
превращаются из повседневных в празднично-обрядовые или совсем исчезают. Например, высокая шурка остается
в качестве свадебного головного убора только у небольшой группы некрещеных
марийцев, поясные подвески и вышитые пояса также начинают применяться в
основном во время обрядов. Выходят из употребления архаичные накосники из
латунных трубок (ÿпине) и
серьги в виде знака вопроса из спаянных в несколько рядов серебряной проволоки75.
В костюме луговых мариек появляются фабричные платки,
передники из покупных тканей. Разнообразней становится орнаментация. С конца XIX века в качестве отделки шире применяется кумач,
тесьма, ленты, блестки, бисер, пуговицы. Постепенно в вышивку вводятся новые
яркие цвета, однако в незначительном количестве.
Народный костюм на протяжении столетий изменялся, но в
то же время не утратил самобытности, сохранив многие свои элементы к началу XX века. Приверженность традиционных видов одежды
особенно характерна для женского костюма. Сохранение старинного костюма,
несомненно, являлось результатом существования полунатурального хозяйства.
Мужчины, занимаясь отхожими промыслами, быстро воспринимали новшества в
костюме. Отходничество для марийских крестьян имело прогрессивное значение, оно
расширяло их кругозор и прививало новые навыки в ведении хозяйства. Отходники,
общаясь на промыслах с представителями различных национальностей, воспринимали
новые формы одежды, которые внедрялись и в деревне. Но, несмотря на
проникновение новых элементов в мужской костюм, повседневную одежду основной
массы населения составлял крестьянский костюмный комплекс.
С развитием капиталистических отношений среди
деревенского населения стали выделяться представители сельской буржуазии:
владельцы крупных земельных наделов, различных промысловых заведений, которые
стремились выделиться из основной массы своим костюмом. В этот период в одежде
ярко проявилась имущественная дифференциация. Это сказывалось не столько в
покрое костюма, сколько в количестве всего носильного платья семьи, в качестве
употребляемых для этого тканей, в видах обуви, обилии украшений и вышивки.
Особенно отчетливо состоятельность семьи отражалась в приданом невесты - оно
выражалось в количестве рубах, предметов верхней одежды и головных уборов,
наличии или отсутствии меховой одежды, в частности шубы, наборе украшений и их
качестве.
Развитие народной одежды и складывание ее комплексов
отражает сложные историко-культурные процессы и неразрывно связано с изменением
экономики, культуры и общественного сознания народных масс.
Молотова Т.Л.
Марийский народный костюм, - Йошкар-Ола : Марийское
книжное издательство, 1992.