Рассмотренные выше элементы женского народного костюма свидетельствуют
о том, что одежда марийцев имеет общие для всех этнографических групп черты.
К ним относятся: белый холст и сукно преимущественно домашнего изготовления
как основной материал для одежды; туникообразный покрой наплечной одежды; отделка
элементов костюма вышивкой преимущественно из красных (различных оттенков) и
черных ниток; плетеная из лыка обувь, носившаяся в комбинации с холщовыми и
суконными онучами; украшения из монет, бисера, раковин ужовок и металла. Однако
наряду с этими общемарийскими чертами имелись и различия в костюме не только
субэтносов, но и их отдельных локальных подразделений.
Каждая из этих локальных групп характеризовалась
специфическими особенностями говора и материальной культуры. Особенно ярко эти
отличия проявлялись в женском народном костюме. Эти специфические особенности в
культуре марийцев отмечались еще в работах XVIII в. Так, участник первой Академической экспедиции
1733-1743 гг. Г. Ф. Миллер впервые отметил отличия в женской одежде и головных
уборах у марийцев, проживающих в различной местности115.
Исследователь быта народов Поволжья профессор И. Н. Смирнов в своей монографии
«Черемисы» (1889 г.) сделал попытку очертить границы этнографических районов
марийцев, взяв в качестве основного признака женский головной убор116.
Именно женский костюм выступает определяющим признаком
при выделении локальных групп марийцев. В нем сохранилось гораздо больше
этнических традиций, чем в мужском.
В данном разделе выделены только женские костюмные
комплексы, поскольку мужская одежда к началу XX века претерпела значительные изменения. Возможно, в
более ранний период (первая половина XIX
века), когда одежда данной части марийского населения не подвергалась столь
сильным изменениям, существовали локальные костюмные комплексы, совпадающие с
ареалами распространения женских. В подтверждение этого предположения говорит
тот факт, что некоторые традиционные формы мужской одежды были схожи по
конструкции с принадлежностями женского костюма и районы их распространения
совпадали. Особенно эта общность характерна для нательной (рубаха) и наплечной
(кафтан) одежды. Однако мы не имеем достаточно полных материалов для выделения
мужских костюмных комплексов.
Как уже отмечалось выше, сохранившееся до наших дней у марийцев разделение
на группы прослеживается по характерному для каждой из них женскому головному
убору. Внутри наиболее многочисленной этнографической группы луговых марийцев
выделяются три таких локальных подразделения, каждое из которых различалось
и именовалось по назначению женского головного убора, характерного для той или
иной местности. Так, по названию остроконечного головного убора «шымакш»,
распространенного в северо-восточных районах республики и в западной части
Уржумского района Кировской области (в прошлом Уржумский уезд Вятской
губернии), можно различить «шымакшан мари» или «чурикан мари»; по
каркасному головному убору сорока определялась группа «сорокан мари» - северозападные
районы республики, Санчурский, Яранский, Пижанский районы Кировской области
(по дореволюционному административно-территориальному делению северная часть
Царевококшайского уезда Казанской губернии и Яранский уезд Вятской губернии);
по полотенчатому «шарпана» названа группа «шарпан-нашмакан мари» (чубла мари)
в юго-восточной части республики (в прошлом южная часть Царевококшайского
уезда Казанской губернии). Шарпан был распространен у группы горных мари, но
у них этот головной убор отличался не только орнаментацией и размером, но и
способом ношения, что отмечалось в предыдущем разделе.
Сложно определить хронологический период деления на
группы по данному элементу женского костюма. На территории расселения
вышеназванных групп в прошлом бытовали и другие виды женских головных уборов,
которые в начале XX века встречались только как
реликты. Например, у мариек, носивших шарпан, одновременно был распространен
шымакш в виде башлыка, у части «сорокан мари» также в прошлом бытовал
шымакш117. Следует подчеркнуть, что браки между представителями
группировок, где бытовали различные женские уборы, были крайне редкими в
дореволюционный период. Это отмечали в своих работах И. Н. Смирнов и М. Веске118.
Впервые локальные комплексы женской народной одежды поволжских мари
были выделены и охарактеризованы известной исследовательницей этнографии народов
Поволжья Т. А. Крюковой в работе «Этнографические и локальные группы марийцев
(по материалам одежды)», которую она, к сожалению, не успела опубликовать. Ею
было выделено 6 комплексов женской одежды: 1) горномарийский; 2) ветлужский;
3) яранский; 4) вятский и уржумский; 5) царевококшайский; 6) приволжский и моркинский119.
На основе проведенных нами полевых исследований, анализа музейных и литературных
источников выделено 5 комплексов. При выделении комплексов автор придерживался
точки зрения К. И. Козловой120, которая по особенностям этнографического
уклада, языка и этнических связей включает небольшую группу ветлужских мари
в единый район с горными марийцами в отличие от Т. А. Крюковой, разделявшей
эти группы. В 1980 году автором в составе комплексной экспедиции МарНИИ проведено
определение точных границ распространения костюмных комплексов.
Костюмные комплексы, характерные для восточномарийского населения, охарактеризованы
в работе Г. А. Сепеева121. Им выделено три комплекса: прикамские
и прибельские марийцы (Елабужский и Сарапульский уезды Вятской губернии, Бирский
и Уфимский уезды Уфимской губернии), которые составляют большинство данной
этнографической группы; второй бытовал у икско-сюньских мари (Белебеевский и
Мензелинский уезды Уфимской губернии); третий распространен среди уральских
марийцев (Красноуфимский и Кунгурский уезды Пермской губернии).
Остановимся на общей характеристике отдельных
комплексов одежды поволжских марийцев, т. е. двух субэтносов - луговых и
горных.
Первый комплекс122 характерен для луговых
марийцев северо-восточной части края. Мы назовем его условно
сернурско-торьяльский (уржумско-сернурский). Ареалом его являются Сернурский,
Куженерский, Мари-Турекский, Параньгинский, Новоторьяльский, большая часть
Советского, несколько селений Шиньшинского сельсовета Моркинского района
республики и марийские селения Уржумского района Кировской области. В целом эта
часть края совпадает с территорией бывшего Уржумского уезда Вятской губернии.
Комплекс состоит из туникообразной рубахи второго
подтипа с правым асимметричным грудным разрезом и небольшими клиньями между
основным полотнищем и двумя боковыми, холщовых штанов, туникообразного
прямоспинного кафтана с клиньями (переходного типа). Головной убор -
остроконечный шымакш, который носили с треугольным холщовым платком. Обувь -
лыковые лапти с лыковыми оборами в комбинации с холщовыми и суконными онучами.
Особенность обуви заключалась в наличии красной окантовки на наружных концах
черных шерстяных онуч («вургыштыр», «тÿргандыран ыштыр»), обертывающих
голени, и особых подвязок или обор для обвязывания («поснагандыра»). Верхняя
теплая одежда состояла из суконного кафтана с клиньями в боках.
Праздничный костюм этой локальной группы всегда
дополнялся легким летним кафтаном и передником, в то время как в будни ношение
данных элементов было необязательным.
В состав свадебной одежды невесты и других участниц свадебной церемонии
входили: зеленый суконный кафтан второго типа, суконная шапка с лисьим мехом
первого типа, набедренные подвески первого типа и полный набор украшений. У
некоторых марийцев в качестве свадебного головного убора (вплоть до начала XIX
века) использовалась конусовидная «шурка», относящаяся к головным уборам
первого типа на высоком каркасе (фото 10).
Марийцы Уржумско-Вятского этнографического района
отличаются яркой спецификой комплекса костюма, сохранением многих традиционных
его черт. Еще в начале XX века здесь
широко бытовала богато украшенная вышивкой и прочей отделкой мужская холщовая
рубаха. Для комплекса этой группы середины XIX века характерна орнаментация шелковыми нитками, а
также отделка кумачом, бисером, пуговицами, тесьмой и позументом. Вышивка из
шелка на головных уборах и других формах одежды производилась в основном при
помощи двух швов - «набора» и «счетной глади».
Для украшений сернурско-торъяльских марийцев
характерны: серьги с шариками из заячьего меха, подкрашенными в розовый цвет,
девичьи косники, нагрудные украшения из монет и раковин каури, ожерелья из
монет и бус, браслеты, перстни.
Следует отметить, что этот комплекс, как и другие, о
которых речь пойдет ниже, не был однороден. Внутри его имеются локальные
особенности некоторых элементов одежды. В частности, это способ надевания
остроконечной части головного убора шымакш. У мариек, проживающих в
юго-восточной части Мари-Турекского района, она располагалась ближе к
затылочной части головы, у мариек южнее г. Уржума это часть убора находилась
надо лбом. У последних имелись некоторые особенности в мотивах и в цветовой
гамме вышивки одежды: использовались более темные тона ниток, чем у основной
массы данной группы луговых марийцев.
Второй комплекс характерен для санчурско-яранской (северной) группы луговых
марийцев, живущих ныне в Яранском и Санчурском районах Кировской области, в
северной части Килемарского района республики (в прошлом территория Яранского
уезда между городами Царевосанчурском и Яранском). К этому же комплексу относится
одежда небольшой группы тоншаевских марийцев, значительно удаленных от основной
массы марийского населения, живущего за пределами этнической территории, в современном
Тоншаевском районе Нижегородской области (бывший Тоншаевский уезд Костромской
губернии) .
В состав этого комплекса входила туникообразная рубаха
с правым асимметричным грудным разрезом второго подтипа. Своеобразием
женской рубашки являлось сочетание черт, характерных для соседних групп
марийцев. По асимметричному разрезу ворота
и оформлению нагрудной вышивки она была близка рубашке уржумско-сернурских
мариек. По расположению вышивки на других деталях рубашки, по названию, приемам
вышивания и расцветке она была сходна с рубашкой моркинско-звениговских мариек.
В качестве зимней одежды использовался прямоспинный суконный кафтан первого
типа. В состав комплекса входили штаны с узким шагом, прямоспинный
халатообразный кафтан первого типа, женский головной убор сорока с квадратным
платком, лыковые лапти с шерстяными оборами и холщовыми суконными онучами. Края
их обшивали яркой тканью и шерстяными кисточками.
Свадебный костюм невесты состоял из черного суконного кафтана первого
типа и черной мерлушковой шапки второго типа. Этнографические данные свидетельствуют
о бытовании в прошлом у этой группы марийцев также зеленого свадебного кафтана123,
как у представителей уржумско-сернурского комплекса.
Для зооморфной орнаментации одежды данной группы
характерно использование двух швов - «росписи» и «косой стежки». Вышивка
исполнялась преимущественно шерстяными нитками
с преобладанием красно-коричневой гаммы.
Своеобразной была манера украшения одежды, характерная
только для данного комплекса начала XX в.:
вышивка украшалась пучками цветной шерсти, городчатой тесьмой, вязаными
кружевами, плоскими белыми пуговицами и блестками.
Украшения санчурско-яранской группы также имели
отличительные признаки. Они состояли из шейных (воротники) и нагрудных
украшений. Различные их виды изготовлялись главным образом из бисера, пуговиц,
бус, шерстяной бахромы и в меньшей степени из монет.
Мужская одежда к началу XX века шилась в основном по русским образцам из тканей
домашнего производства.
Третий комплекс - йошкар-олинский (царевококшайский) был распространен у луговых
марийцев, расселенных в центральной и северной части края, вокруг Царевококшайска
(Йошкар-Олы), то есть на севере Царевококшайского уезда Казанской
губернии (современный Медведевский и часть Оршанского районов Марийской
республики, фото 11).
Комплекс состоял из туникообразной рубахи первого
подтипа с центральным грудным разрезом, холщовых штанов, прямоспинного туникообразного
кафтана первого типа, женского головного убора сорока, лыковых лаптей с
шерстяными оборами, с холщовыми и суконными онучами. Зимней одеждой служили
прямо-спинные суконные кафтаны первого типа.
Свадебная одежда включала черный суконный кафтан первого типа с четырехугольным
воротником и мерлушковую шапку серого или черного цвета с суконным верхом (тип
второй).
Одежда этой территориальной группы была украшена
богатой орнаментацией из шерстяных ниток (в области груди, вдоль рукавов, на
конце рукавов, подоле), где преобладали зооморфные и антропоморфные мотивы.
Женщины данной территориальной подгруппы марийцев при вышивании пользовались
главным образом двумя технологическими приемами - «косой стежкой» и «росписью».
В качестве отделки использовалась только домотканая тесьма темно-красного
цвета, позже - фабричная.
В повседневном костюмном комплексе мужчин данной
группы сочетались как традиционные, так и новые формы одежды, воспринятые у
русского населения. Праздничная одежда на русский манер шилась в основном из
фабричных тканей.
Шейные и нагрудные украшения состояли главным образом
из монет, бисера, пуговиц, раковин каури.
Четвертый комплекс - звениговско-моркинский (южный),
распространен среди луговых марийцев в Моркинском, Волжском, Звениговском районах
республики (в прошлом в южной части Царевококшайского и небольшой части
Казанского уездов Казанской губернии, фото 12).
Составными частями комплекса были: рубаха
туникообразного покроя с центральным грудным разрезом первого подтипа с богатой
вышивкой на груди, подоле, вдоль рукавов и всех швов, холщовые штаны,
туникообразный прямоспинный кафтан первого типа, женские головные уборы шарпан
и нашмак. Теплой верхней одеждой был суконный прямоспинный кафтан первого типа.
Повседневной обувью являлись лыковые лапти с холщовыми и суконными онучами,
зимой - валенки, а по праздникам - сапоги.
Комплект свадебной одежды состоял из черного суконного
кафтана с прямоугольным воротником, откидывающимся на спину (первый тип).
Только у мариек Звениговского района вместо черного кафтана надевали белые
холщовые кафтаны с богатой вышивкой, украшенные яркими лентами. Свадебным
головным убором была мерлушковая шапка, как и в санчурско-яранском и
царевококшайском комплексах. Для данной группы луговых марийцев характерно
использование богатых налобных, нагрудных, поясных, черезплечных украшений,
изготовленных преимущественно из монет. Комплект украшений
звениговско-моркинских марийцев имеет прямые аналогии с украшениями чувашей.
Примечательно, что не только украшения, но покрой и орнаментация одежды данной
группы луговых мариек имеет общие черты с традиционным костюмом чувашей-анатри.
Богатая вышивка одежды выполнялась шерстяными нитками,
швами «роспись» и «косой стежок». Характерной особенностью орнаментации была
обводка контура вышивки черными нитками. Узоры орнамента состояли из
зооморфных, растительных и геометрических мотивов.
Мужская повседневная одежда включала в основном
традиционные формы народного костюма. Праздничная одежда состояла
преимущественно из русских образцов одежды.
Для горных марийцев характерен один комплекс (фото
13). В состав пятого комплекса - горномарийского входили следующие формы
одежды: туникообразная рубаха первого и второго варианта первого подтипа с
центральным грудным разрезом, штаны с
узким шагом, отрезной в талии кафтан (третьего типа), головной убор шарпан. В
конце XIX века в состав этого комплекса вошел передник с
грудкой. Обувью служили лапти с маленькой головкой с холщовыми и суконными
онучами, сапоги, собранные в гармошку в нижней части голени, зимой - валенки.
Зимняя одежда - суконные кафтаны такого же покроя, как и летняя верхняя одежда.
Свадебная одежда, как и праздничный костюм, к концу XIX века уже утратила
архаичные черты. Вышел из употребления зеленый свадебный кафтан второго типа,
поясные подвески, холщовый приталенный кафтан с богатой орнаментацией переходного
типа. Эта же тенденция характерна и для комплекса украшений из монет - к началу
XX века некоторые древние элементы (ошпу, шулькеме, аршаш) были утрачены.
В начале XX века в качестве свадебной одежды использовали просто праздничную
одежду и некоторые формы украшений (ушные подвески, шейные и нагрудные ожерелья,
цепочки).
В то время, как вышивка различных подгрупп луговых
марийцев имела много общего в мотивах и технике исполнения, горномарийская
отличалась двусторонним мелким узором. С конца XIX века вышивка горных марийцев приобретает яркую
расцветку.
Костюмный комплекс горных мари почти идентичен одежде
чувашей группы виръял, что было связано не только с этнокультурными, но и
этногенетическими связями между соседними народами.
Традиционный костюмный комплекс небольшой группы
марийцев, живущих в окрестностях д. Кокшамары Звениговского района МССР, судя
по музейным коллекциям и полевым материалам, сходен с горномарийским.
Интересно, однако, отметить, что носители этой одежды к горным марийцам себя не
относят124. Отличие состояло в том, что у кокшамарских мариек подол
рубахи украшался вышивкой и вязаными кружевами, что неприсуще для горных мари,
а также в бытовании некоторых украшений, характерных для чувашей. Изменения,
сближающие одежду данной группы с костюмом луговых марийцев, произошли только в
30-е годы XX века. Поэтому традиционный
комплекс одежды этой небольшой территориальной группы мы относим к
горномарийскому (см. карту 6).
Горномарийский костюмный комплекс бытовал и у маленькой группы ветлужских марийцев,
которые были расселены за пределами республики, в Воскресенском районе Нижегородской
области (бывший Ветлужский уезд Нижегородской губернии), на значительном
расстоянии от основной массы горных мари. Т. А. Крюкова выделила костюм ветлужских
мариек в самостоятельный комплекс125. Мы не отрицаем своеобразия
данной территориальной группы, находившейся в тесном окружении русского населения.
Однако одежда ветлужских мариек более позднего периода (второй половины XIX
века) тождественна костюму горных мари126, поэтому вероятно, нет
необходимости выделять ее в особый комплекс. В то время как горномарийский костюм
утратил древние традиционные элементы к началу XX века, у этой территориальной
группы архаичные формы сохранялись, что отражается в покрое, орнаментации одежды
и в украшениях ветлужских мариек. Наплечная одежда, особенно рубаха, украшалась
вышивкой темно-красного и черного цветов. Традиционные формы сохранялись и в
украшениях ветлужских мариек, что проявляется в бытовании нагрудных украшений
(шулькеме, ама, аршаш).
Мужской костюм горных марийцев заменился русскими формами одежды. Многие
виды ее шились из фабричных тканей или покупались готовыми.
Сохранение нескольких комплексов народного костюма у
марийцев было обусловлено рядом факторов. Не исключено, что фиксируемые нами
отличия в комплексах одежды указанных локальных групп связаны с некоторыми
различными древними этническими компонентами.
Марийский край в дореволюционный период не представлял
единой административной единицы, что препятствовало внутриэтническим связям
между различными группами и способствовало закреплению специфических отличий в
языке, культуре и быте марийцев, живших в разных губерниях России. Об этом
свидетельствует тот факт, что внутри указанных групп существовало около 10
говоров.
Не меньшее значение имела эндогамность локальных
групп: у марийцев существовал обычай, запрещавший брать невесту из населенного
пункта, где носили костюм, отличавшийся от того, который бытовал среди женщин
родной деревни. Например, даже ветлужские марийцы, удаленные на значительное
расстояние от основной массы горных мари, не брали себе в жены девушек из
соседней локальной группы, где женщины носили иной головной убор сороку, а
предпочитали брать жен из горных мариек127.
Нельзя не отметить также роль религиозных воззрений в
сохранении традиционных элементов одежды. Так, марийцы считали, что одежда
иного покроя и расцветки, фабричная обувь могли приносить болезни, неурожай,
бедствия и т. д. Поэтому в среде марийцев велась борьба с внедрением каких-либо
новшеств в одежде, что неоднократно отмечалось в этнографической литературе128.
Любопытный случай произошел в 80-е годы XIX в. в д. Куприянсола Уржумского уезда. По решению
сельского схода, в деревне собрали и уничтожили женские наряды из фабричных
тканей, яркие платки, фартуки, которые, по мнению марийцев, вели к легкому
поведению женщин129.
Представители различных конфессиональных групп также
были эндогамными. Так, внутри одной локальной группы крещеные и некрещеные
марийцы практически не вступали в брак. Одна из интереснейших наших
информаторов колхозница П. Г. Айглова 1898 года рождения сообщила, что в
детстве на базаре она видела такую пару: муж был православный, жена -
некрещеной, и все окружающие смотрели на них как на «диковинку»130.
Искусственное сохранение многих архаичных, черт
духовной и материальной культуры характерно и для религиозной секты
«Кугусорта», приверженцы которой препятствовали каким-либо нововведениям в
народный костюм. Они использовали ткани, красители, нитки для вышивания только
домашнего производства.
На своеобразие костюмных комплексов не могла не сказаться специфика этнокультурных
контактов с соседними народами (удмуртами, татарами, чувашами, русскими).
Некоторые головные уборы, бытовавшие в XIX веке у мариек, на наш взгляд, являются
результатом этих тесных контактов. Так, полотенчатый «шарпан» воспринят
у тюркоязычных народов, «сорока» - во время христианизации и под влиянием
русского населения. Взаимодействие это ярко проявлялось в одежде горных и моркинско-звениговских
марийцев с чувашами, причем у первых прослеживается ряд общих элементов с одеждой
чувашей-виръял, у вторых - с группой чувашей-анатри. Костюмный комплекс санчурско-яранских
марийцев претерпел значительные изменения под влиянием русской одежды.
Таким образом, мы выделяем пять комплексов костюма,
четыре из которых относятся к этнической группе луговых мари. Одежда горных
мари представляла единый комплекс.
Бытование отдельных комплексов совпадало с распространением
различных диалектов марийского языка131.
Молотова Т.Л.
Марийский народный костюм, - Йошкар-Ола : Марийское
книжное издательство, 1992.