В данной книге на основании полевых материалов, собранных автором, музейных
и литературных источников дается типология марийского традиционного костюма,
а также анализируются его функции и тенденции развития.
Разработка типологии одежды позволила представить основные компоненты костюма
марийцев. В первой главе при помощи картографирования элементов одежды нами выделены
локальные костюмные комплексы. Они характеризуют два субэтноса - луговых и горных
марийцев. Особенности территориальных комплексов ярко проявляются в деталях верхней
одежды, головных уборах, отделке костюма, в способе окручивания обор лаптей. Эти
специфические отличия, будучи связаны с сознанием принадлежности к определенной
группе, выступают как этнические определители. Отмеченные отличительные особенности
костюма были обусловлены также историко-культурными, этногенетическими связями
этих групп. Таким образом, в одежде локальных групп содержалась своеобразная информация
о степени близости территориальных групп как между собой, так и с другими народами
Урало-Поволжского региона.
Материалы XIX века по одежде луговых и горных марийцев подчеркивают близость
их костюмных комплексов. Однако к началу XX века дифференциация становится более
отчетливой. Это связано с тем, что одежда горных марийцев за короткий
промежуток времени (последняя четверть XIX века) претерпела значительные изменения,
утратив некоторые архаичные черты, с одной стороны, с другой, приобрела совершенно
новые виды одежды.
Луговые марийцы в конце XIX века сохраняли традиционную одежду. Трансформационные
процессы в одежде луговых стали проявляться в начале XX века. Изменения в костюме
луговых марийцев проявлялись прежде всего в отделочном материале орнаментации.
Социальное расслоение усиливается к концу XIX века, что отражается и на костюме
марийцев. Имущественная дифференциация в этой области материальной культуры проявлялась,
главным образом, в качестве используемых тканей, отделке, обуви и пр.
В советский период наступает новый этап развития народного костюма. Постепенно
одежда теряет значение, выражающее имущественное положение владельца.
В советское время можно выделить несколько этапов в преобразовании народной одежды:
Первый этап - 20-е годы - начало отказа от
архаичных форм (обуви, головных уборов и т. д.), в прошлом являвшихся
обязательными составными частями комплекса, связанными с отживающими
традициями и религиозными представлениями. Для этого же периода
характерно упрощение орнаментации костюма. Однако значительная
часть женщин сохраняла традиционный костюм. Существенные изменения
произошли в мужском костюме.
Второй этап - 1930-40 годы - характеризуется
коллективизацией, оказавшей большое влияние на быт марийской
деревни. Усиливается влияние города, которое способствовало
вытеснению традиционных форм одежды городскими в мужском костюме.
В женском традиционном костюме изменения коснулись покроя, вышивки
и отделки.
Третий этап - 50-е годы - основная масса
женщин продолжала пользоваться трансформированной национальной
одеждой. Женский народный костюм обогатился за счет использования
широкого ассортимента фабричных тканей, тесьмы, кружев, лент
и т. д. Широко распространяются новые конструктивные формы (платье
с оборкой, фартук с крылышками и т. д.). Для мужского костюма
характерен полный переход на городские формы.
Четвертый этап - 60-е годы - преобразования
коснулись женского костюма: девушки и большинство молодых женщин
перешли на общегородские формы одежды. Этому способствовало
широкое распространение промышленных товаров и подъем материального
благосостояния населения. Народная одежда бытовала в основном
среди женщин, занятых в сельскохозяйственном производстве. Вытеснение
национального костюма из повседневного быта происходило интенсивно
в районах, близко расположенных к индустриальным центрам.
Пятый этап - 1970-80 годы - российские формы
одежды у марийцев становятся преобладающими. Некоторые элементы
традиционного костюма сохраняются лишь у старшего поколения
женщин. Из народной одежды сохраняются наиболее рациональные
и удобные формы.
Эти тенденции развития народного костюма во многом характерны и другим народам
Урало-Поволжского региона (удмуртам, мордве, чувашам). Сопоставляя костюм
марийцев с одеждой этих народов, можно сделать вывод, что изменение одежды в
советский период шло по тем же линиям: трансформация, модернизация, исчезновение
многих традиционных элементов костюма (головных уборов, обуви, украшений), возникновение
новых видов одежды, сохранение национального костюма в качестве празднично-обрядовой
принадлежности и т. д. Однако специфической особенностью культуры марийцев является
сохранение и в повседневном быту некоторых форм народной одежды.
В наши дни для материальной культуры характерны городские формы одежды. Однако,
несмотря на преобладание городского костюма, сохраняются и развиваются некоторые
рациональные, в определенной степени модернизированные виды народной одежды, отражающие
тенденции расцвета культуры. Появляются в ней и консолидационные явления, проявляющиеся
в сглаживании локальных различий в костюме и появлении отдельных общемарийских
элементов. Например, платье с оборкой и фартук распространились среди всех луговых
мариек.
На современном этапе при широком применении одежды и обуви промышленного производства
наблюдается некоторое возрождение ее традиционных форм, а также украшений. Это
проявляется в праздничной, свадебной и похоронной одежде, где ярко отражается
национальная специфика и сохраняются традиционные элементы народного костюма.
В марийской национальной одежде в настоящий период прослеживается тенденция
сохранения функции эстетической метки в ее специфических формах - празднично-обрядовом
и похоронном комплексах, с одной стороны, а с другой,- постепенная утрата функции
костюма, используемого в повседневном быту.
В современном костюме марийцев сочетаются традиционные, заимствованные и общероссийские
черты. Последние преобладают в связи с переходом на городские формы костюма, хотя
в определенной степени традиционные формы бытуют в модернизированной форме в женском
костюме на селе. В последние годы они приобретают популярность в связи с использованием
их в качестве праздничной, свадебно-обрядовой одежды, а также в качестве сценических
костюмов. В ряде сельских быткомбинатов организован пошив некоторых видов современной
национальной одежды (Новоторьяльский, Сернурский, Горномарийский районы). Однако
распространение их сдерживается дефицитом соответствующих фабричных материалов,
в частности, хлопчатобумажных тканей: белых для платьев, рубашек, однотонных для
передников, черных для кафтанов.
Очевидно, нужно учесть и спрос на украшения, которые являются составной частью
празднично-обрядовых костюмов луговых мариек. Они изготовляются из металлических
бляшек народными мастерами. Однако их изделия не удовлетворяют эстетические
потребности сельского населения. Причем подобные украшения стоят довольно дорого,
поэтому мы считаем целесообразным производить украшения национальных форм из
жетонов. Материалом для изготовления украшений могут служить металлические отходы
промышленных предприятий Йошкар-Олы. Подобные украшения пользовались
бы спросом не только у сельского населения, но и у коллективов художественной
самодеятельности. Имитации монет или жетоны желательно выпускать различных размеров:
от мелких до крупных (величиной с металлический рубль). Жетоны можно реализовать
двояко: 1) собрав в форме различных видов украшений; 2) продавать отдельно,
чтобы каждый мог приобретать жетоны желаемого размера. Второй способ необходим
ввиду того, что подолы праздничных туникообразных рубах (шымакшан тувыр) в северо-восточных
районах республики обильно украшают не только тесьмой, лентами, блестками, но
и монетами.
В связи с этим хотелось бы предложить возродить производство ажурных металлических
цепочек из низкопробного серебра, которые пользовались популярностью не только
среди горных мариек, но и за пределами края. К сожалению, производство таких украшений
было трудоемким и прекратилось в Горномарийском районе в 30-40-е годы нашего столетия.
Однако такое переплетение ажурных частей и колечек в этом украшении выглядит очень
оригинально, и оно бы прекрасно дополнило костюм современной женщины.
Немаловажную роль для развития прикладного искусства в республике сыграло бы расширение
производства горномарийских поясов яркой радужной расцветки, которые ткут сельские
мастерицы. Такими поясами пользуются не только горномарийки, в последние два десятилетия
они употребляются также в народном костюме луговых и восточных марийцев.
Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что в пределах обозримой перспективы количество
людей, пользующихся некоторыми формами национального костюма, в будни будет уменьшаться.
Функциональное назначение костюма в настоящий период все более перемещается в
празднично-обрядовую сферу.
Молотова Т.Л.
Марийский народный костюм, - Йошкар-Ола : Марийское
книжное издательство, 1992.