Национальный марийский костюм имеет ряд общих черт с костюмом других
народов Поволжья, в частности с костюмами чувашей, мордвы и удмуртов.
Марийские женщины издавна владели высоким искусством ткачества и
вышивки. Дошедший до нашего времени костюм поражает красочностью
орнамента, он остается одним из ярких примеров художественного наследия
народа.
Мужской марийский костюм
Основными частями старинной мужской одежды является холщовая вышитая
рубаха, холщовые штаны и летом холщовый, а зимой суконный кафтан. Зимой
носили шубы. Рубаха была туникообразной и напоминала женскую, но шили ее
несколько короче. К концу XIX века повсеместно стали распространяться
косоворотки, заменившие рубаху старинного образца. Вышивка на старинных
рубахах украшала воротник, грудь и подол спереди. Воротника обычно не было, разрез ворота делали на правой стороне груди;
вместо пуговиц пришивали завязки. Вышивка была разнообразна. Особым
изяществом отличались вышивки на старинных рубахах луговых марийцев. Узор
выполнялся чаще всего щелком, чем шерстью, и в основном тремя цветами:
черным, красным и зеленым. В технике шитья преобладал косой стежок.
Вышивка на рубахах восточных марийцев выполнялась большой частью
контурным швом на кумаче, нашитом на холст или пестрядь, сочеталась с
украшениями из бисера, монет и пуговиц.
Штаны шили из грубого сурового холста. Они были такого же покроя, как
чувашские и татарские, а держались на талии с помощью завязок. Уже в
половине XIX века стали шить штаны из пестряди, чаще синей в полоску. Фасон
был как у русских штанов, а вместо завязок пришивали пояс. Однако старики
продолжали носить холщовые белые штаны вплоть до XX века. Заправлялись
штаны обычно в онучи.
Поверх рубахи и штанов в летнее время носили холщовый кафтан («шобр»,
«шобыр») со сборками типа русской поддевки.
Зимней одеждой были суконные кафтаны овчинные полушубки.
На голове марийцы носили шерстяную домашней вязки шапку черную или
белую с полями, загнутыми кверху, а иногда опущенными. В деревнях близ
татарских селений носили круглую восточную шляпу с довольно широкими
загнутыми кверху полями, похожими на татарскую, в остальных районах
головной убор марийцев напоминал грешневик. Зимой носили обычно белую
баранью шапку с черным суконным верхом.
На ноги одевали лапти, сплетенные из липового льна, и белые онучи.
Марийский женский костюм
Женский костюм был сложнее мужского. Он имел
больше украшений, но в основном повторял элементы мужского костюма.
Особенным своеобразием отличались женские головные уборы. Основными
частями женского костюма была так же, как и мужского рубаха, богато
украшенная вышивкой, штаны, холщовый кафтан, передние, головной убор и
лыковая обувь. На костюм надевали набор разных украшений – нагрудных и
поясных.
Рубаха («тувыр», «тучир») служила одновременно нательной и верхней одеждой,
заменявшей платье. Покрой рубахи был прямой, туникообразный. Одно перегнутое
поперек полотнище составляло перед и спинку рубахи. Рукав был прямой без обшлага.
Рубаха достигала щиколоток, но при ношении с поясом она подбиралась вверх до
колен, образуя пазуху. Рубахи различались вышивкой и разрезом ворота. В одних
местах марийцы делали разрез посередине груди, в других делали разрез на правой
стороне, как и в мужских рубахах, и благодаря этому нагрудная вышивка, располагающаяся
по разрезу, была ассиметрична. Подол рубахи украшался тканым узором или вышивкой.
Наиболее богатую вышивку имели рубахи центральных и юго-восточных населений
марийцев. Вышивка эта была плотной, ковровой, выполнялась шерстью. Основные
цвета: темно-красный и темно-синий. Синий иногда переходил в черный, выполнялись
контуры рисунка, желтый и зеленый служили дополнительными цветами. Рубахи восточных
мариек несколько отличались от рубах луговых и горных. Так, например женскую
рубаху у них шили часто не только из белого холста, Нои из пестряди, а рукава
из фабричных тканей. На ее покрое также отразилось влияние татар и башкир. Рубаха
восточных марийцев обычно состояла из двух частей. Верхняя часть (до высоты
бедер) была туникообразной, а низ делался шире и составлявшийся из нескольких
полотнищ, причем на подол нашивали оборку из цветной фабричной ткани. Нагрудный
разрез был прямой, а воротник стоячий даже иногда отложной. Разрез обшивали
дугообразно несколькими полосками цветной материи и разноцветными лентами, как
у рубах татарских и башкирских женщин, а ворот завязывался тесемкой. Рубаху
часто носили без пояса. Вышивки на рубахах восточных мариек было значительно
меньше, чем на рубахах луговых, и располагалась она на груди и подоле. Вышивка
на рубахах пермской губернии была ажурной с ясно очерченным узором. В расцветке
преобладали темные тона – черный, темно-красный, коричневый. Под рубахой марийки
носили штаны («ялаш», «полаш»). Шили их из холста, и по своему покрою, они были
аналогичны с чувашскими; к верхнему краю штанов пришивались завязки. Восточные
марийки также носили штаны, но шили их из пестряди на вздержке, как и соседи
их, башкиры. Поверх рубахи марийки надевали передник (ончалосакие). Луговые
шили передник из холста без грудки и украшали его вышивкой. Восточные и горные
носили передник с грудкой. Первые часто шили его из цветной пестряди, а вторые
– из добротной белой ткани, и не только с грудкой, но и с крылышками (подобно
чувашским), передник с грудкой украшали вышивкой и обшивали кружевами. Как только
у рубах стали исчезать нагрудные вышивки, появилась потребность в переднике
с нагрудником.
В качестве верхней летней одежды у мариек была распространена холщовая одежда
в виде распашного кафтана («шовыр», «шобр»). У восточных мариек летние кафтаны
напоминали башкирские и татарские камзолы; шили их в талию с клиньями, иногда
без рукавов. Встречались кафтаны из белого, черного и зеленого сукна. Зеленые
кафтаны являлись свадебной одеждой для невесты и свахи. Осенью женщины одевали
кафтаны, сшитые из домотканого холста белого, серого и коричневого цветов. Воротник
был четырехугольной или овальной отложкой. Его обшивали кумачом, а иногда украшали
маленькими ниточками из бисера и монет. Зимой марийки носили овчинную шубу («ужга)
такого же покроя, как и суконный кафтан со сворами. Верхняя одежда уральских
марийцев по покрою не отличалась от одежды марийцев Поволжья. Женщины шили распашные
кафтаны – «елан» из черного сатина с отрезной спинкой и сборами по талии. Подол
и борта елана обшивались цветными лентами. На время моления одевали другой кафтан
– «шобр», «шовыр» - из белого холста.
Головные уборы замужних мариек были весьма различны по своей форме и способу
ношений. Головной убор под названием «шимакш» носили луговые и восточные марийки,
живущие на территории уездов Уртумского, Елабужского, Бирского, Красноуфимского.
Шимакш, пожалуй, был наиболее самобытным головным убором мариек. Он представлял
собой продолговатый кусок холста, углы которого на одной из узких сторон были
скреплены и составляли треугольник, который, образуя колпачок, надевался на
голову. Все поле холста вышивали нитью или шелком, а нижний край шимакша, спускавшийся
на спину, обшивали еще бахромой из шерсти. Шимакш укреплялся на голове при помощи
берестяного колпачка, который в свою очередь надевали на скрученный пучок волос.
Луговые марийки носили шимакш на темени, а восточные надевали его почти на лоб.
Шимакш покрывали холщовым платком или косынкой («пылышмович»). Наряду с обычным
холщевым платком носили еще «солык» - узкую налобную повязку с вышитыми концами.
Солык надевали пожилые марийки, когда ходили на молебствие. Девушки же ходили
с раскрытой головой или надевали платок и изредка шапочку «такийю». Замужние
женщины носили остроконечный головной убор «шнашобычо». Он имел сходство с убором
«шимакш». Острый вверх головного убора нависал над лбом, а полотенчатый низ
спускался по спине. Его наружную сторону покрывали вышитые узоры. Сюда же пришивались
монеты, раковины каури, бисер. В наши дни «шнашобычо» вышло из повседневного
употребления и надевается только по большим праздникам. В быту его чаще называют
«шлыком». Это слово заимствовано у татар. Поверх «шнашобычо» надевали четырехугольный
платок из тонкого холста «солык». Перед тем как надеть солык, его перегибали
по диагонали. Та часть платка, которая оказывалась снаружи, украшалась богатой
вышивкой, бусами, бисером, монетами, красными лентами. Солык чаще всего одевали
во время свадьбы и поминок, им дорожили и передавали его по наследству.
Марийцы носили больших размеров серьги из проволоки, согнутой в форме
вопросительного знака, на нижний конец которой нанизывали бусинки. Серьги
зацеплялись за ценные раковины. Из других украшений следует отметить
нагрудники из монет и бисера («яга»). Некоторые исследователи считают, что
яги были заимствованы у тюркского населения, но так ли это – судить сложно.
Также марийцы носили разнообразные ожерелья и прямоугольные куски кожи,
обшитые мелкими монетами и бисером – («ширкама», «почкама»), близкие к
украшениям чувашских женщин.
Кроме того были распространены металлические цепочки («гайтаны»),
шнуры из бисера («ширан крестыл») с подвешенными на них крестиками, а также
полоски холста с нашитыми на них монетами. Существовали разнообразные
поясные украшения. Сами пояса были плетеными, чаще из красной шерсти, с
подвесками на концах из раковин, пуговиц и монет. Распространенным
украшением женщин были ушные подвязки с монетами и гусиным пухом – «корж»,
браслеты – «кидшал» и кольца «шергаш».
В качестве обуви носили лапти прямого плетения с маленькой головкой и
лыковыми оборами. Ногу обертывали портянками из белого и черного сукна. По
праздникам надевали онучи, украшенные по краю одной длинной стороны
бисером, пуговицами и бляшками. Кожаная обувь в позапрошлом веке
распространена была слабо. Носили ее только зажиточные марийцы. В настоящее
время в марийских деревнях носят калоши, которые раньше считались обувью
богатых марийцев. Зимней обувь являлись валенки местных ремесленников.