Мы готовы сшить для вас
нужный национальный костюм.
Наш адрес: г. Казань,
Пояс как характерный элемент молдавского национального костюма
Неотъемлемой частью молдавского национального костюма
был пояс - древний элемент одежды, прошедший через века без
изменений. Пояса, аналогичные современным шерстяным, можно увидеть
на дошедших до нас изображениях фракийцев II-III веков. Археологические
находки свидетельствуют, что на территории Молдавии уже в V
веке бытовали кожаные пояса с металлическими накладками, близкие
по своей форме к современным. Как и у славянских народов, у
молдаван в древности существовали верования в чудодейственную
силу, которую якобы придает пояс. Пояс, над которым был прочитан
заговор, надевали больному для излечения или жениху на свадьбу
- "на счастье". По суеверным представлениям, девушка,
чтобы завоевать симпатию парня, должна была незаметно завладеть
его поясом и произвести над ним ряд магических действий. В некоторых
селах в конце XIX века был распространен обычай, по которому
весной перед севом крестьяне, выйдя в поле, подбрасывали вверх
красные пояса с пожеланиями, чтобы так же "высоко росла
пшеница".
Форма поясов отличалась многообразием. Наибольшее распространение имел тканый
шерстяной пояс. Женщины помимо шерстяных носили шелковые разноцветные пояса. Как
и головные уборы, пояс в прошлом служил как бы возрастным определителем Его носили
только взрослые. Так, например, в приднестровских селах Севериновка, Подойма девушки
носили широкие цветные пояса, сшитые из покупного сатина (брыу маре). Ширина такого
пояса доходила до пятнадцати-восемнадцати сантиметров. Поверх него повязывали
несколько синих лент. В приднестровских селах нынешнего Слободзейского района
еще в послевоенные годы девушки на выданье подпоясывались косынкой, которую повязывали
углом вниз. Замужние женщины надевали узкие шерстяные пояса (брыу де лынэ), вытканные
на станке. Женские шерстяные пояса были намного уже мужских. Пояс шириной десять-двенадцать
сантиметров назывался кингэ. Изготовляли и более узкие пояса (фрынгий), которыми
подвязывали юбки.
У мужчин в прошлом были широко распространены шерстяные пояса. Поверх шерстяного
пояса нередко надевали узкий кожаный с медными блестками. Пастухи-овцеводы носили
широкие, до тридцати сантиметров, кожаные пояса (кимир). Такие пояса украшали
блестками, с внутренней стороны они имели карман для денег, снаружи к ним подвешивали
различные предметы - трубку, нож. На севере Молдавии богатые крестьяне обычно
заказывали широкие кожаные пояса у мастеров-шорников. Крестьяне-бедняки иногда
подпоясывались веревками.
Длина мужского пояса доходила до двух метров, а ширина - до двадцати пяти сантиметров.
Для измерения ширины пояса пользовались мерой палмэ (пядь), равной двадцати восьми
сантиметрам. Более широкие пояса измерялись другой мерой - палмэ домняскэ (господарская
пядь), длина которой была больше обычной на один сантиметр.
Мужские пояса отличались от женских и расцветкой. Шерстяные пояса чаще делали
одноцветными - красными, синими, зелеными или белыми. Иногда их расцветка разнообразилась
горизонтальными полосами другого цвета.
Пояса ткали на горизонтальном ткацком станке в две или четыре подножки. Для получения
сложных узоров применяли закладную технику, используя вместо челнока веретено.
Такая техника называлась алес ку фусул. Обычно мужские пояса завершались бахромой,
являющейся продолжением основы.
Орнаментику мужских и женских поясов можно условно разделить на три группы: одно-
или многоцветный узорчатый геометрический рисунок, равномерно покрывающий все
поле пояса; многоцветный рисунок со сложной структурой орнамента и несколькими
крупными орнаментальными мотивами; реалистически выполненный растительный орнамент,
покрывающий все поле пояса.
К первой группе относятся пояса с изображением мелких крестиков, треугольников,
ромбов. Иногда это сочетание узких разноцветных полосок и линий, ромбов или треугольников.
В других случаях все поле пояса одноцветное, а в центре ритмически повторяются
ромбовидные мотивы. Рисунок, создаваемый узкими продольными полосами черного,
розового, красного, зеленого цветов, называется куркубеу (радуга).
Орнаментика второго типа состоит из одного повторяющегося мотива, но иногда встречаются
два или три мотива, объединенные общей композицией. В изготовлении таких поясов
народное мастерство достигло высокого совершенства. Четкий рисунок орнамента хорошо
гармонирует со сдержанной цветовой гаммой, в которой преобладают различные оттенки
красного цвета. Часто встречаются коричневый, бежевый, зеленый цвета. Выделяются
такие элементы орнамента, как сложные ромбовидные фигуры, напоминающие известный
в ковроделии и вышивке мотив коарнеле бербекулуй.
Распространены г-образные меандры, геометрический орнамент такого же типа, как
в вышивках на женских рубахах и в тканом орнаменте полотенец, а также мотивы перекрещивающихся
линий, розеток.
В целом на поясах преобладает геометрический узор, но в северных районах республики,
где широко распространен растительный орнамент, встречаются пояса с крупным рисунком,
изображающим листья и цветы, а также ветви дерева с крупными листьями. Этот тип
орнамента был присущ только женским праздничным поясам и вышивался разноцветными
шерстяными нитями.
На многих поясах орнаментальные мотивы и общая композиция рисунка напоминают узоры
на коврах и дорожках - рисунок расположен горизонтально и имеет вверху и внизу
кайму. Рисунок каймы мельче горизонтального, они не повторяют друг друга, это
как бы разные вариации одной темы. Некоторые пояса не имеют каймы. В таком случае
рисунок расположен чередующимися вертикальными полосами.
В этнографических коллекциях музеев Молдавской ССР имеется большое собрание тканых
поясов, среди которых есть и высокохудожественные образцы. В основном это пояса,
изготовленные на рубеже XIX и XX веков или в первые десятилетия XX века. Следует
отметить, что мужской тканый пояс красного цвета сохранялся долго, даже после
исчезновения других частей народного костюма.
Молдавский национальный костюм. В. С. Зеленчук,
"Тимпул", Кишинев. 1985г